|
Критика отвлеченных началКритика отвлеченных начал «КРИТИКА ОТВЛЕЧЕННЫХ НАЧАЛ» — произведение русского философа B.C. Соловьёва (1880). В основу работы легло убеждение, что объяснить познание из него самого невозможно. И потому задача состоит в том, чтобы объяснить его из безусловного метафизического центра всего существующего. Основное внимание В. Соловьёв уделяет критическому анализу наиболее значительных гносеологических учений в западноевропейской философии, которые он называет отвлеченным реализмом и отвлеченным рационализмом. Отвлеченный реализм исходит из предпосылки, что необходимым основанием познания является признание реального существования предмета познания, но последний сводится к данным чувственного опыта (ощущениям или явлениям). В действительности предметом познания должно быть признано не явление само по себе, а нечто такое, что лежит за явлением, будучи основой его существования, и позволяет осмысливать явления в их необходимости. Отвлеченный рационализм фиксирует другую необходимую и существенную сторону познавательного акта — необходимость и существенность рациональной формы и всех творческих потенций мышления. Само же мышление и его результаты понятия) рассматриваются как последнее основание познания, что превращает его в фантом, лишенный подлинной предметности и объективности. Но помимо чувственно данного и рационального в познании есть еще один, и даже более важный, компонент, который Соловьёв условно называет «третьим компонентом» познавательного отношения, имеющим сложный состав. Первое, из чего он складывается, есть вера. Вера открывает субстанциональность вещей, безусловное существование познаваемого, не выводимое ни из ощущений, ни из понятий. Но что собой представляет объективно существующий предмет, какими свойствами он обладает — этого вера не знает. Конкретность и многообразие, открывающиеся в реальном опыте, предполагают такое взаимоотношение между познаваемым и субъектом, при котором мы воспринимаем не те или иные частные качества предмета, а его сущность, или его идею. Такое взаимоотношение возможно, поскольку сам субъект тоже есть сущность, или идея, которая не только может, но и должна находиться в связи с другими идеями, в том числе с идеей познаваемого предмета. Взаимодействие нашей идеальной сущности с идеальными сущностями всех других предметов, называемое воображением, производит постоянные, определенные и единые образы предметов, которыми мы объединяем всю неопределенную множественность частных, разрозненных впечатлений. Но чтобы воображенную в нас и воображаемую нами идею предмета воплотить в материале ощущений и сделать ее органичной составной частью мира, в котором живет человек, нужен еще один акт, а именно — творчество. Без этого акта идея, вообразившаяся в нас, не соединилась бы с данными чувств и рациональными формами общих отношений. Только творчеством и акт веры, и акт воображения актуализируются и переводятся в наличные формы нашего сознания, т.е. превращаются в знание. В.И. Кураев Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|