|
концептуализмконцептуализм КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio — схватываю, собираю, понимаю) — философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re). Сама по себе эта позиция может быть обнаружена у Аристотеля в «Метафизике», где он говорит о существовании общего в вещи. Однако у Аристотеля в «Категориях» и во «Второй Аналитике» выражены и точки зрения, ставшие основанием для номинализма, предполагающего образование универсалий после вещи (post rem), и реализма, предполагающего существование общего до вещи (ante rem). Правда, речь шла и о разных представлениях общего (что подчеркивал и Аристотель, разделив общее на кафолическое и койноническое), и о разных ориентациях в логике. Потому проблема универсалий была теоретически разработана именно в Средневековье, где универсалии и общие понятия были жестко различены. У некоторых мыслителей под универсалией понималась единичная нетварная вещь, лежавшая в основании всех тварных вещей в качестве их создателя, т.е. Бог (Аврелий Августин). Эта позиция представляла единичное всеобщее, существовавшее до тварных вещей, но оно было таким всеобщим, которым была Сама Вещь-Бог, т.е. общее было в самой Вещи в качестве Вещи, и позиции реализма и К. относительно этой Вещи не различались. Но их трудно различить и относительно тварных вещей, поскольку считалось, что Бог «весь во мне» (Аврелий Августин), т.е. в любом сотворенном. Однако здесь появлялась возможность понимать универсалии как дифференции — принцип отличения вещей друг от друга — и как общие понятия (Боэций), вплоть до 12 в. и даже долее носившие имя communia. В этом случае они предполагали логический принцип единства во множестве и основывались на родо-видовых представлениях. Сопряжение универсалий, общих понятий и материи создаваемой вещи являлось одной из важных средневековых проблем, ибо это помогало понять воплощение вещи, поскольку идея воплощения входила в догматический состав христианства. К. обратил внимание: 1) на акты познания и понимания, ментального схватывания (conceptio mentis), которые выражаются в специфических концептуальных формах — концептах (см.), проанализированных Петром Абеляром; 2) на то, что концепты формируются и существуют в речи, в речевом общении, выражая, 3) прежде всего, субъектное (индивидуальное) состояние души и 4) осуществляя воплощение универсального в единичном. Полемика между реализмом и номинализмом может быть рассмотрена как противоборство альтернативных позиций, каждая из которых абсолютизировала определенные моменты: или моменты универсального, которому придан статус самостоятельного существования (реализм), или моменты сингулярности вещи (номинализм), в то время как К. пытался найти пути объединения универсалий и сингулярий в актах познания. С.С. Неретина Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|