КОНЦЕПТУАЛИЗМ


КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(от лат. conceptus — понятие) — филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм, К. утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В средневековой философии образец подобного решения проблемы универсалий выдвинул П. Абеляр. В новой философии, в противовес реализму кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Т. Гоббса, теорию К. разработал Дж. Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Он объяснял происхождение универсалий деятельностью «...разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями...». В духе К. решал проблему общих понятий Э.Б. де Кондильяк.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


КОНЦЕПТУАЛИЗМ
        (от лат. conceptus — понятие), филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоят. онтологич. реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеч. уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластич. реализм, К., в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В ср.-век. философии образец подобного решения проблемы универсалий выдвинул Абеляр. В новой философии, в противовес реализму кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Гоббса, теорию К. разработал Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Он объяснял происхождение универсалий деятельностью «...разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями...» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414). В духе К. решал проблему общих понятий Кондильяк.
        Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957, S. 441—52.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(от лат. conceptus – мысль, представление)
направление в средневековой схоластич. философии. См. Номинализм.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(от лат. conceptus – мысль, понятие) – одно из гл. направлений в решении проблемы общих понятий. В противоположность реализму, К. отрицает какую бы то ни было онтологич. реальность общего, его существование вне человеч. ума и считает, что общее находится только в уме познающего субъекта. Будучи, т.о., разновидностью номинализма, К. утверждает (в отличие от того направления номинализма, для к-рого общее лишь словесное обозначение), что общее, как результат абстрагирования сходных признаков вещей и их объединения в уме человека, есть мысленные предметы, идеальные сущности, существующие в уме человека. В древности точка зрения К. была представлена в гносеологии стоицизма. В ср. века К. снова появляется как одно из решений проблемы универсалий с точки зрения номинализма. К К. приближался Абеляр, утверждавший, что слово, не будучи самостоятельной вещью, вместе с тем не является и пустым звуком, а обладает тем или иным значением, применяемым к множеству вещей. Наиболее последовательным из ср.-век. концептуалистов был Иоанн Солсберийский (ок. 1115–1180), ученик Абеляра, один из гл. представителей Шартрской школы. По убеждению Иоанна в природе нет никаких реальных родов и видов, как доказывали схоластики-реалисты, ибо общее – только присущий разуму способ, посредством к-рого он вскрывает сходство и подобие между вещами. Концепция Иоанна – одно из ранних выражений эмпирич. реакции против схоластич. реализма. Отказываясь от фантастич. конструкций теологов-реалистов, Иоанн пытался направить философию на путь изучения предметов реального мира. В еще большей мере это относится к Оккаму. Однако, поскольку в эпоху средневековья отсутствовали социальные и науч. предпосылки для опытного исследования природы, К. не стал тогда влиятельным и тем более определяющим направлением гносеологии. К. становится таковым только в новое время, у философов эмпирическо-сенсуалистич. направления. Один из гл. представителей К. в эту эпоху – Локк, теория абстракции к-рого неотделима от К. (см. вособенности "Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414).
Вслед за Локком точка зрения К. формулировалась Кондильяком, Гельвецием и др. мыслителями. Признавая относительную прогрессивность К., особенно в эпоху его борьбы против схоластическо-идеалистич. реализма, диалектич. материализм вместе с тем доказывает несостоятельность его, коренящуюся в неспособности усвоить диалектику общего и единичного. Такая неспособность проявляется прежде всего в том, что, подчеркивая сходство вещей, фиксируемое в общих понятиях, К. не понимает того, что это сходство обязательно выступает как их тождество в том или ином отношении. Тем самым К. не понимает того, что правильная науч. абстракция отражает общность, реально, объективно присущую самим вещам.
Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, § 23; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 128–33; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 36–38, 45; Wulf M. de, Le probleme des universaux dans son evolution historique du IXe au XIIIe siecle, "Arch. Gesch. Philos.", 1896, Bd 9, neue Folge, Bd 2; ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 162–205; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957, S. 441–52.
В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КОНЦЕПТУАЛИЗМ
    КОНЦЕПТУАЛИЗМ — одно из направлений философской мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Это направление определяет средневековый характер мышления, тесно связанного с идеей воплощения Слова и тем самым обеспечивающего понимание вещей и их связей. Направление получило название от термина “концепт” (от лат. conceptus — схватывание). Его теоретическое обоснование дано в “Диалектике” Абеляра и имело дальнейшую разработку в ряде философских школ и учений 12 в., хотя идеи концептуализма разворачивались с момента появления христианства и особенно в пору возникновения спора об универсалиях, прежде всего уАнсельма Кентерберийского. Концептуализм представлял собой осмысление взаимоинтенциональных актов диалогической речи, направленной на схватывание множественных смыслов вещей. Предполагалось, что в речи есть неопределимые элементы, которые будут схвачены или интуитивно, или постигнуты в результате обговаривания. Акцент делался не на понятие, имеющее объективный, обще- и однозначный характер, а на выявление смыслов, что позволяло считать концепт речью самой вещи. Это выявление смыслов является не одноактным, а многоактным процессом, превосходящим пределы его наличного выражения в словах естественного языка. Определения при этом приобретали характер статуса, поскольку в силу того, что в основании вещи лежат неопределенные признаки, они становились эквивокативно выраженными. Это и сделало проблему универсалий столь значимой в эпоху Средневековья. Речевое обсуждение смыслов вещи получило у сторонников Абеляра (к примеру, у Иоанна из Солсбери) название диктизма.
    Начиная с 14 в. концептуализм исчезает в качестве магистрального движения мысли, и ему на смену приходит идея однозначности бытия, номинализма.
    С появлением науки начинают размываться границы между концептуализмом и номинализмом, поскольку идея речи, включающая волевые установки говорящего и индивидуальные интонационно-звуковые комбинации, отличенная Абеляром от идеи языка, существующего помимо воли говорящих и выражающего всеобщие значения, начинает подминаться последней. Колебания между этими идеями еще заметны в 17 в. Так, Г. В. Лейбниц полагал, что семантические неопределенности могут быть обнаружены путем систематических попыток истолковать как можно большее количество слов, чтобы методом проб и ошибок можно было эмпирически выявить фундаментальные концепты. Согласно Дж. Локку, “значение слов совершенно произвольно”, “слова обозначают только собственные идеи отдельных людей, притом в силу совершенно произвольного присоединения [слов к идеям]”, “общее и всеобщее — это создания разума”, они “не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для его собственного употребления и касаются только знаков — слов или идей” (ЛоккДж. Опыт о человеческом разумении. — Соч. в 3-х т., т. I. M., 1985, с. 465, 471). Эти чисто номиналистические идеи базируются, однако, на представлении “зависимости наших слов от обыкновенных чувственных вещей”, к которым названия вещей относятся как к своему первоначалу (там же, с. 460). Концепт здесь является основанием понятия. В дальнейшем, однако, концепт и понятия отождествляются, что нашло отражение во многих словарях и энциклопедиях. Представленный И. Кантом троякий синтез “схватывания представлений как модификаций души в созерцании, воспроизведения их в воображении и узнавания их в понятии”, “ведущего к трем субъективным источникам знания, делающего возможным самый рассудок и через него весь опыт как эмпирический продукт рассудка” (Кант И. Из первого издания “Критики чистого разума”. — Соч. в 6т., т. 3. M., 1964, с. 700), оказался непонятым ни современниками, ни последующими поколениями философов (вплоть до M. Хайдеггера).
    Идеи концептуализма и концепта возвращаются в 20 в. как реакция на научный номинализм в русской религиозно-мистической философии в связи с проблемами философии Всеединства (концептуалистом считал себя Н. А. Бердяев), диалогической философии, связанной с идеей произведения (M. M. Бахтин, В. С. Библер) и во французском постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Современная логика все больше и больше втягивается контекст риторики и теории аргументации, соответственно однозначность результатов логических актов лишается своего абсолютного характера, укореняясь в многозначных речевых актах. В связи с открытиями Ф. Соссюра в языкознании, в результате чего вновь была переоткрыта оппозиция речь/язык, идеи концептуализма становятся весьма значимыми в структуралистских и лингвистических теориях. Предметом анализа А. Вежбицкой, строящей на этом фундаменте модель универсального Естественного Семантического Метаязыка, являются те самые неопределимые элементы, или концепты, которые она называет “универсальными семантическими примитивами” (Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. M., 1996, с. 326). Концептуализм — направление в искусстве и литературе 2-й пол. 20 в. (художники И. Кабаков, Э. Булатов, В. Пивоваров, M. Шемякин, поэты Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, прозаик В. Сорокин и др.); в его основе — выражение семантики возможных миров, смысловая множественность вещей, возвращающая знак в звук. Это эстетическая реакция на социалистический реализм.
    Лит.: Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от Античности до эпохи Возрождения. M., 1974; Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. M., 1994; Она же. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Руднев В. П. Словарь культуры 20 в. M., 1997; Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. M., 1999; PrantIC. Geschichte der Logik im Abendlande. Bd. I-1V. B., 1855-1879.
    С. С. Неретина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    авангардизм


Просмотров: 3418
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Десять Тысяч Вещей
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  • концептуализм
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • методологические направления в советской и российской философии
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
  • общее понятие
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • ритуальная порча вещей
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь