Как делать вещи при помощи слов


Как делать вещи при помощи слов
        «КАК ДЕЛАТЬ ВЕЩИ ПРИ ПОМОЩИ СЛОВ» — книга Джона Остина (Austin . How to do things with Words: The William James Lectures delivered at Harvard University in 1955/ Ed. J. O. Urmson. Oxford: Clarendon, 1962). В этой книге, ставшей этапной для теории речевых актов, проявился интерес к языку как таковому, в отличие от «терапевтического» анализа обыденного языка в духе лингвистической философии. С точки зрения Остина, наш обычный язык воплощает все различения, которые люди сочли нужным провести, и все связи, которые они сочли нужным установить.
        Остин подвергает критике подход, согласно которому предложения, главным образом заключают о фактах, и в силу этого они являются истинными или ложными. Он подчеркивает, что предложения, способные иметь истинностное значение, составляют лишь небольшую часть высказываний нашего обыденного языка. Среди остальных важное место занимают перформативные высказывания, произнесение которых означает не просто сказать нечто, а, скорее, выполнить определенный вид действия. Перформативы не являются истинными или ложными, и если они не достигают своей цели, то Остин называет их «неудачными».
        Согласно Остину, утверждать, что р истинно, значит утверждать, что «р соответствует фактам», тогда как задача определения отношения корреспонденции не решена до сих пор. Однако это, несомненно, часть обыденного языка, которая как таковая едва ли может быть ошибочной, и Остин стремится разъяснить значение «соответствия» в терминах дескриптивных конвенций, соотносящих слова с типами ситуаций, и демонстративных конвенций, соотносящих предложения с действительными ситуациями, обнаруживаемыми в мире. Сказать, что «S есть Р», значит сказать, полагает он, что такую ситуацию, как та, на которую указывает это утверждение, принято описывать так, как ее сейчас описывают. В итоге Остин формулирует различие между «перформативными» и «констатирующими» высказываниями: перформативные высказывания могут быть «удачными» или «неудачными», но не истинными или ложными, тогда как «констатирующие» («дескриптивные») высказывания являются истинными или ложными.
        Остин выделяет три вида акта употребления предложения, в терминах вида акта, который они исполняют: «локутивный» акт употребления предложения с целью сообщить некое значение; «иллокутивный» акт употребления высказывания с определенной «силой», когда, напр., кто-то предупреждает нас о чем-то; и «перлокутивный» акт, нацеленный на произведение некоторого воздействия посредством употребления предложения, когда, напр., кто-то не говорит нам прямо, но умеет предупредить нас о чем-то. Всякое конкретное высказывание выполняет и локутивные, и иллокутивные функции.
        На первый взгляд кажется, что локутивные акты соответствуют констатирующим высказываниям, а иллокутивные — перформативным. Но Остин отрицает, что конкретное высказывание можно классифицировать как чисто перформативное или чисто констатирующее. По его мнению, констатировать — так же, как и предупреждать — значит, делать что-то, и мое действие констатирования подвержено разного рода «невезениям»; констатации могут быть не только истинными или ложными, но и справедливыми, точными, приблизительно истинными, правильно или ошибочно высказанными и т.д. Поэтому различение между перформативными и констатирующими высказываниями представляет собой лишь первое приближение к проблеме.
        Речевой акт всегда проясняется в целом, и поэтому (вопреки мнению сторонников «логического анализа») вопрос об анализе «значения» как чего-то отличного от «силы» констатации не существует. Констатирование и описание суть просто два вида иллокутивного акта, и они не имеют той особой значимости, какой их обычно наделяла философия. «Истинность» и «ложность», вопреки распространенному среди философов мнению, не являются именами отношений или качеств; они указывают на «оценочное измерение» «удовлетворительности» слов, употребленных в предложении по отношению к фактам, на которые эти слова указывают. Отсюда следует, что различение между «фактическим» и «нормативным» должно уступить место другим философским дихотомиям.
        М.В. Лебедев
        Лит.; Лебедев М.В., Черняк А.З. (ред.) Аналитическая философия. М., 2006; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Cavell S. Philosophical Passages: Wittgenstein, Emerson, Austin, Derrida. The Bucknell Lectures in Literary Theory, 12. Oxford, UK; Cambridge, USA, 1995; Furberg M. Saying and Meaning: A Main Theme in J. L. Austins Philosophy. Totowa, N. J., Oxford, 1971; Kirkham R. Theories of Truth. The MIT Press, 1992; Warnock G.J. J. L. Austin. The Arguments of the Philosophers. London & New York, 1989; Worner M.H. Performativ und sprachliches Handeln: Beitrag zu J. L. Austins Theorie der Sprechakte // Forschungsberichte des Instituts fur Kommunikationsforschung und Phonetik der Universitat Bonn. Bd. 64. Hamburg, 1978.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2664
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “Слова и вещи”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • базисные предложения
  • Делать
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • комментарий привязанных слов
  • КОНТРФАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • Лексика ограниченного употребления
  • Лексика ограниченного употребления
  • ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
  • логического анализа философия
  • Незаконченные предложения (incomplete sentences)
  • ОСТИН
  • Порог распознавания слов
  • после этого значит по причине этого
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • Система ключевых слов
  • Слова и вещи
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • Социально ориентированное значение слова
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Хлеб предложения
  • хлебы предложения
  • Хлебы предложения
  • Что значит быть летучей мышью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь