Педагогическая оценка (educational assessment)


Под П. о. понимается психол. (или психопедагогическая) оценка, проводимая в связи с принимаемыми в школе решениями. Ее объект может варьировать от ребенка в школе до ситуативных аспектов образовательной среды или планирования и пересмотра программ. Чаще всего объектом П. о. становится отдельный ученик, и оцениванию может подвергаться либо его учеба, либо его поведение в классе. Оценка ученика проводится с учетом истории жизни и особенностей ребенка, характера заданий, с к-рыми он должен справиться, и всех релевантных аспектов домашней и школьной обстановки.

П. о. отличается от др. видов оценки не только ориентацией на школьную среду, но и своей методологией. Эти методологические различия могут выражаться в более широком использовании оценочных (рейтинговых) шкал, обсервационных методов, критериально-ориентированных мер и «динамических» (тест — обучение — тест) подходов, чем в случае традиционной психол. оценки, ориентированной на черты личности и ее динамику.

П. о., возможно, более, чем любая др. область оценки, оказалась подверженной влиянию правовых действий и судебных решений, отражающих текущие настроения об-ва и культурные традиции. Сегодняшнее законодательство требует, чтобы оценивание проводилось на родном языке ребенка с помощью отвечающих конкретным целям средств измерения, применяемых специально обученными профессионалами, к-рые должны ориентироваться на измерение предполагаемых способностей, а не мешающих обучению недостатков. Закон тж открыл для потребителя доступ к протоколам проводивших оценку специалистов, так что теперь любые зафиксированные на бумаге сведения м. б. затребованы родителями, старшими детьми или их адвокатом для ознакомления.

Возникли споры, во-первых, по поводу того, что принимать за интеллект и можно ли его оценить используемыми в настоящее время тестами; во-вторых, насколько вообще оправдано измерение интеллекта (или, говоря иначе, яв-ся ли интеллект релевантной переменной по отношению к обучению) по сравнению с альтернативами, предлагающими оценивать способность к научению как динамический процесс. Еще одно альтернативное предложение состоит в том, чтобы оценивать различные виды компетентности, связанные с конкретными прогнозирующими критериями, такими как профессиональная успешность.

Мак-Клелланд описал избыточность оценки способности к научению через использование мер, требующих совершенного владения оцениваемыми умениями. Это составляет дилемму пед. измерения в отношении популяций, чей опыт и возможности либо ограничены, либо отличаются по сравнению с культурным большинством, представленным в школьной системе. Ньюленд представил данные, позволяющие утверждать, что столь часто цитируемые различия в IQ между группами учеников с благополучной и неблагополучной ситуациями развития отражают уровень выполнения тестов, ориентированных на оценку достижений, хотя такие различия существенно сокращаются при использовании тестов для получения информ. о когнитивных процессах. Такие данные находят свое выражение в растущем интересе к недискриминационному оцениванию, т. е. в попытках разраб. и обосновать методы, к-рые, с одной стороны, не лишали бы отдельных учеников из групп меньшинств возможности продемонстрировать присущие им способности, а с др. — давали бы значимую для образовательного планирования информ.

Планирование и оценка образовательных программ — это относительно новая и быстро развивающаяся сфера деятельности для специалистов в области П. о. Так как сейчас в школьную систему привлекается все большее число психологов и одновременно расширяется круг их супервизорских обязанностей, соответственно растет потребность в ознакомлении их с системными подходами и методами принятия крупномасштабных решений.

Наконец, еще одной областью исслед., к-рая в перспективе может оказать положительное воздействие на развитие П. о., яв-ся экологическая психология. К измерительным инструментам, сконструированным с экологической т. зр., относятся методика психоситуативной оценки и Методика оценки для прямого применения с Картой стратегий обучения в классе (Assessment Procedure for Direct Application to the Classroom Instructional Strategy Sheet) — обе неформальные, а тж стандартизированный (требующий кодировки данных) подход Уэйлера, Хауза и Стэмбоу, представленный в «Экологической оценке проблемного поведения ребенка» (Ecological assessment of child problem behavior). Отличительный признак экологического подхода к оценке — акцент на естественнонаучном («натуралистическом») наблюдении, при к-ром оценщик минимизирует вмешательство в происходящее и фиксирует в протоколе естественный ход событий.

См. также Прогноз академической успеваемости студентов, Результаты обучения (I, II), Тесты для отбора кандидатов, Тестирование и законодательство

К. Ш. Лидц

Просмотров: 1124
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Автоматизированная оценка (computer-assisted assessment)
  • Готовность к обучению в школе (school readiness)
  • ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
  • Йорданова шкала клинической оценки психостимуляторов
  • Клиническая оценка (clinical assessment)
  • Компульсивность (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо)
  • Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)
  • Кросс-культурная психологическая оценка (cross-cultural psychological assessment)
  • МЕТОД ОЦЕНКИ
  • Методики Оценки Дивергентного Мышления
  • Нейропсихологическая оценка (neuropsychological assessment)
  • ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНЫЕ
  • Оверелла–Горхема шкала оценки психического состояния
  • Оценка владения языком
  • Оценка и принятие решений (judgment and decision making)
  • Оценка личности (personality assessment)
  • Оценка потребностей (needs assessment)
  • Оценка программ (program evaluation)
  • Оценка стиля жизни (lifestyle assessment)
  • Оценка частоты событий (frequency judgment)
  • Оценка, оценивать
  • Предчувствие оценки
  • Психологическая оценка (psychological assessment)
  • РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
  • Развитие Движений Ребенка
  • Развитие программ обучения (curriculum development)
  • Следовать за кем-либо
  • Средства оценки жизненной среды (environmental measures)
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • метод оценки экспертной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь