РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА


РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
(англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие, Новорожденность).
После рождения обнаруживаются след. виды двигательной активности: рудиментарные двигательные рефлексы типа Робинзона, Моро, ползания по Бауэру и др. позно-тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз и, наконец, хаотические движения, часто внешне недетерминированные и являющиеся в этом случае проявлением физиологической активности. Указанные виды движений относятся к категории врожденных предпосылок развития в постнатальном онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является обратная связь (обратная афферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится также способность сохранения и воспроизведения проприорецептивной информации (см. Проприоцепция), проявляющаяся уже с первых дней жизни.
Однако основной предпосылкой развития сложной системы движения человека является отсутствие готовых, морфологически и функционально закрепленных механизмов регуляции. Этим обеспечивается исключительно широкая свобода формирования механизмов координации движений на основе приспособления к условиям существования; внешняя среда, воспитательные воздействия взрослых приобретают доминирующее значение. Под влиянием воспитания и на основе межанализаторных условно-рефлекторных связей, подражания и ориентировочно-исследовательской деятельности к 1,5 г. жизни в общих чертах завершается формирование всех основных движений ребенка.
В этот период особое значение приобретает предметно-манипулятивная деятельность ребенка (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская): движения рук приурочиваются к предметным условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным условиям достижения цели. По мере развития речи, вербализации двигательных актов в системе орудийных операций постепенно формируется произвольный характер движений. Вместе с тем совершенствование двигательной координации происходит в течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11-14 лет. Столь продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического созревания двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни начинают функционировать все уровни двигательных . мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие далеко не завершены. Так, поле 4 коры головного мозга приобретает структуру, сходную со структурой взрослого, между 2 и 4 гг., а поле 6 — к 7 г. В целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются вплоть до достижения взрослости. Темпы этого процесса в различные периоды онтогенеза неодинаковы. См. Возрастная психофизиология, Развитие коры головного мозга.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 2148
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Автоматизация Движений
  • автоматизация движений
  • выразительных движений Дарвина концепция
  • Движения Глаз
  • движения глаз
  • ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок (eye movement desensitization and reprocessing)
  • Концепция Выразительных Движений
  • концепция выразительных движений Дарвина
  • концепция движений выразительных
  • концепция уровней построения движений
  • координация движений
  • Координация Движений
  • Метод Латеральных Движений Глаз
  • пренатальный период развития
  • произвольных движений формирование
  • психическая регуляция движений
  • Психическая Регуляция Движений
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО ШАПИРО
  • развитие движений в онтогенезе
  • Развитие Движений Ребенка
  • РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • Развитие человека (human development)
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • Стереотипные повторяющиеся движения
  • УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
  • формирование движения произвольного
  • Формирование Произвольных Движений
  • формирование произвольных движений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь