|
ЧАНЬ ШКОЛАЧАНЬ ШКОЛА ЧАНЬ ШКОЛА (кит. чань, от санскр. дхьяна— медитация) — направление китайского буддизма, получившее наибольшее распространение в странах Восточной Азии. Считается, что первый патриарх Чань школы Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал практиковать особую форму медитации (см. Чань сюэ). Выражение “би гуань” (“всматривание в стену”) впервые появляется в приписываемом ему трактате “О двух вхождениях и четырех практиках” (Эр жу сы син лунь). “Вхождение в принцип” (жу ли) предполагает осознание “истинной реальности” (чжэнь жу) и “изначально чистой природы всех живых существ”, что достигается в процессе “сидячего созерцания стены”. “Вхождение в практику” осуществляется благодаря следованию следующим правилам: исходя из того, чтовсе причинно обусловлено, необходимо равно относиться к счастью и несчастью, не испытывать ненависти к причиняющим тебе вред, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды. По преданию, Бодхидхарма также сформулировал четыре основных принципа чань-буддизма, предписывающие передавать традиции “вне учения (вне наставлений)”, “не опираться на слова и письменные знаки”, “указывать непосредственно на сознание”, “выявляя собственную природу, становиться Буддой”. Чань школа базируется на философской концепции мадхьямиков и виджнянавадинов (см. Мадхьямика, Виджняна-вада). Чаньские философы исходят из того, что все феноменальное по своей природе “пусто” (санскр. шунья, кит. кун), поэтому “изначальная природа” (бэнь син) тождественна “природе Будды”(фо син) и не существует различий между субъектом и объектом, сансарои и нирваной. Следуя учению йогачароввиджнянавадинов о “только сознании”, чаньские наставники уделяли значительное внимание методам его “очищения” и достижения состояния “не-сознания” (у син) и “не-мышления” (у нянь), реализующееся в “праджня самадхи” (божо саньмэй). “Природа изначального пробуждения” (бэнь цзюэ) внезнакова, поэтому учение чань передается непосредственно от “сердца к сердцу” (или от “сознания к сознанию”). Хотя многие последователи Чань школы призывали “не опираться на сутры”, основные ее идеи были почерпнуты из “Праджняпарамита хридаи”, “Ваджраччхедики”, “Аватамсаки”, “Вималакиртинирдеши” и “Ланкаватары”. После пятого патриарха, Хунжэня (606—671), в Чань школе произошел раскол. В отличие от главы “северного направления” Шэньсю (ум. 706) родоначальник “южной школы” Хуэйнэн (638—713) в своей “Алтарной сутре шестого патриарха” (Лю цзу тань цзин) обосновывал невозможность “постепенного приближения к просветлению” (цзянь у), исходя из концепции “единого сознания”, которое может пробудиться только внезапно (дунь у). Расцвет Чань школы и образование в 9—10 вв. т. н. “пяти домов и семи школ” (1уйян, Линьцзи, Цаодун, Юньмэнь и Фаян) во многом связаны с деятельностью МацзуДаои (701—788), БайчжанаХуайхая (720—814), Хуанбо Сиюня (ум. 866), Линьцзи Исюаня (ум. 867). В “Записях бесед Линьцзи” (Линьцзи лу) излагается концепция “истинного человека без звания” (у вэй чжэнь жэнь), согласно которой подлинная природа человека проявляется в его свободе (тождественной “природе Будды”), независимости от “рангов и званий” и вообще от каких-либо “качеств” (ср. с “Человеком без свойств” Р. Музиля). В школе Линьцзи большое внимание уделялось практике “вэнь да” (“вопросы и ответы”) и “гунъань” (“парадоксальные задачи”). Широкое распространение получили сборники гунъань: “Застава без ворот” (Умэньгуань) и “Записи, [сделанные] у бирюзовой скалы” (Бияньлу). Основатели школы Цаодун — Дуншань Лянцзе (807—867) и Цаошань Бэньцзи (840—901) — разработали теорию “пяти стадий” (у вэй), в которой раскрывается диалектическая связь категорий “чжэн” (единое, ноуменальное, абсолютное) и “пянь” (различное, феноменальное, относительное). С 6 в. учение “тхиен” (чань) стало распространяться во Вьетнаме. В 580 была основана школа Винитаручи (ум. 594), в 820 — школа Во Нгон Тхонга (ум. 826), в 1069 — школа Тхао Дьюнга. В 1299 император Чан Нян Тою• основал школу Чук Лам. На юге большое влияние получила школа Ламте (Линьцзи). В Корею чань-буддизм проник в 9 в. В 828—931 образовались “школы девяти гор”: Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан, Сумисан. В Японии чань (япон. дзэн) стал распространяться с кон. 12 в. Наиболее влиятельными были школы: Риндзай (Линьцзи), основанная Эйсаем (1149—1253), и Сото (Цаодун), основанная Догэном (1200—53), автором фундаментального трактата “Драгоценное Око Истинного Закона” (Сёбо Гэндзо). Учение Чань школы оказало значительное влияние на все стороны культурной, политической, социальной и экономической жизни стран дальневосточного региона, на образ жизни и образ мышления населения, во многом определило характерные черты дальневосточной цивилизации. Лит.: Watts A. The Way of Zen. N. Y, 1957; DumouIin H. A. Zen: Geschichte und Gestalt. Bern, 1959; Lu K'uan Yu. Ch'an and Zen Teaching, v. 1—3. L., 1962; Biyth R. H. Zen and Zen Classics, v. 1—2. Tokyo, 1963—64; ChangChung-yuan. Original Teaching of Ch'an Buddhism. N.Y, 1969; Suwki D. T. Zen and Japanese Buddhism. Tokyo, 1970. С. Ю. Лепехов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|