ЧАНЬ


ЧАНЬ
        школа буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5—6 вв. Первым кит. патриархом Ч. считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма. Как самостоят. система Ч. сложилась при 6-м патриархе Хой-нэне (637—713). Назв. школы происходит от сокращённого варианта кит. транскрипции санскр. слова дхъяна (кит. чань-на) — мистич. созерцание, сосредоточение, медитация. Однако методы пассивной медитаций, заимствованные из традиц, буддийской йоги, соче-тались и Ч. с методами активной, «динамич.» медитации, заимствованными из психотехники даосизма; заметное влияние оказал также тантризм. Религ.-филос. учение Ч. Сложилось на основе воззрений мадхьямики и йогачары, переосмысленных в духе Трактатов раннего даосизма («Дао дз цзин», «Чжуан-цзш и др.) И комментариев представителей неодаосизма. Осн. принципы теории и практики Ч.: недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины и дискурсивно-логич. мышлений как способу её постижения; возможность достичь «просветления» и «освобождения» без длит. восхождения по пути самосовершенствования; спонтанное и внеинтеллектуальное постижение высшей истины посредством интуитивного озарения; возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности и эстетизации окружающей действительности (в Ч. высоко ставились различные виды практич. деятельности, крые могли рассматриваться как своеобразная форма йоги; физич. труд, творчество художника, поэта или актёра, «военно-прикладные искусства» — кулачный бой, борьба, фехтование, стрельба из лука и т. д.); преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам; отказ от подражания и обретение внутр. свободы; снятие всех противоположностей типа «время — вечность», «субъект — объект», «жизнь — смерть», «истинное — ложное», «добро — зло» и т. д. С 7 в. появилась в Японии — см. Дзэн.
        Книга поучений шестого патриарха (Хой-нэна), в кн.: 3а-вадская В. В., Эстетич. проблемы живописи старого Китая, М., 1975; Завадская Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, v. 1—3, L., 1927—34; Watts A. W., The Spirit of Zen, N. Y., 1960; Blyth R. H., Zen and Zen classics, v. 1—7, Tokyo, 1963—66.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЧАНЬ
(в япон. произношении Д з э н) – одно из течений дальневосточ. буддизма. Само слово "чань" – кит. транскрипция санскр. термина "дхьяна" (медитация, самоуглубление). Ч. сложился в Китае, в 6–7 вв. под сильным влиянием даосизма. Для Ч. характерно пренебрежение к установленным нормам разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художеств. языка Ч. – лаконичный намек и ритмич. пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Ч. стихийно продолжают традиции гротескной мысли даосов и могут быть поняты как своеобразное выражение свободы духа в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское.
Легендарный основатель Ч. – Бодхидхарма, проповедовавший в Китае в 6 в. Но окончательно оформился Ч. только после Хуэй-нэна (7 в.), к-рый учил простому, не требующему никакой подготовки, внезапному взгляду на целостность бытия. Проповеди Хуэй-нэна помогли освободиться от штампов инд. буддизма, но очень скоро возникли новые, чаньские каноны, приемы психотехники, к-рые легли в основу различных сект Ч. Так, в секте Риндзай осн. методом психотехники является решение иррацион. загадки, размышление над алогичным вопросом (кун-ан, в яп. произношении коан). Невозможность найти ответ вызывает отчаяние, погружение в к-рое приводит к полному крушению веры в разум, к "смерти" "Я" и к послед. воскрешению по ту сторону логич. мышления, в экстатич. переживании и понимании единства бытия (сатори). Ч. – это стиль жизни; он создается специфич. ритмом дня в монастыре, медитацией, созерцанием природы и иск-ва. Творч. акт интерпретируется в Ч. как религ. акт.ч. оказал огромное влияние на кит. живопись, каллиграфию и поэзию периода Сун (10–13 вв.), а затем на япон. культуру, особенно с периода Муромати (14–16 вв.).
Интерес к Ч. (дзэн) на совр. Западе свидетельствует о кризисе господств. культуры, о "чувстве дрейфа" (вовлеченности в неосмысленный поток событий). Своеобразный, очень вульгаризированный вариант дзэн процветает среди "битников", стремящихся просто повернуться спиной к цивилизации. Влияние дзэн ощутимо в творчестве Дж. Сэлинджера, П. Керуака и др. амер. писателей. Знакомство с подлинным дзэн – одно из необходимых условий понимания культур Дальнего Востока и составляет часть диалога между Востоком и Западом.
Лит.: Померанц Г. С., Дзэн и его наследие, "Народы Азии и Африки", 1964, No 4; 3авадская Е. В. и Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, No 3; Конрад Н. И., Восток и Запад, М., 1966; Humphreys Т. Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., Zen and Japanese culture, 2 ed., L., 1959; Dumoulin H., Zen. Geschichte und Gestalt, Bern, 1959; Zenga. Malerei des Zen – Buddhismus, Munch., 1960; Watts ?., The way of Zen, N. Y., 1957; его же, The spirit of Zen, N. Y., 1960; Вlyth R. H., Zen and Zen classics, v. 1–4, Tokyo, 1963–1966; Lu K'uan Yu, The secrets of Chinese meditation, L., 1964.
Г. Померанц. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    дзэн


Просмотров: 1256
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Дети как свидетели
  • ДЗЭН
  • дзэн
  • ДЗЭН-БУДДИЗМ
  • Дзэн-буддизм (zen-buddhism)
  • ДЗЭН-ПСИХОТЕРАПИЯ
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Кит
  • Кит
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧАНЬ ШКОЛА
  • чань школа
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь