РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович


РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович
    РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса— 11 января 1960, Москва] — отечественный философ и психолог. В 1913 окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 защитил докторскую диссертацию “Eine Studie zum Problem der Methode” (“Исследование проблемы метода”). В 1937 без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию “Основы психологии” (М., 1935). С 1919 — доцент, а с 1921 — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 — директор Научной библиотеки г. Одессы. В 1930—42 — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1942—49 — заведующий кафедрой психологии в МГУ, в 1942—45 — директор Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, в 1945—49 и в 1956—60 — заведующий сектором психологии в Институте философии АН СССР Член-корреспондент АН СССР (с 1943), академик Академии педагогических наук (с 1945). Общее направление научных исследований — психология, гносеология, этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — “внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития” — разработал философско-психологическую концепцию человека и его"психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса (“Экономическо-философских рукописей 1844 г.”). Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии (Человек и мир. М., 1997). Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии.
    Соч.: Принцип творческой самодеятельности.— В кн.: Ученые записки высшей школы г. Одессы, т. II. Одесса, 1922; Основы обшей психологии. М., 1940 (2-е изд., 1946; 3-е изд., 1989); Бытие и сознание. М., 1957; О мышлении и путях его исследования. М-, 1958; Принципы и пути развития психологии. М., 1959; Из неопубликованной рукописи С. Л. Рубинштейна “Человек и мир”.— “ВФ”, 1966, № 7; Проблемы обшей психологии. М., 1973 (2-е изд., 1976); Избр. философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997; Основы общей психологии, 4-е изд. СПб., 1998. Лит.: С. Л. Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989; Лбульханова-Славская К. А., Брушлинмш А. В, Философскопсихологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989; Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.
    А. В. Брушлинский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 890
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЗНАК (в психологии)
  • ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
  • Измерения В Психологии
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Концепция Социально-Генетической Психологии
  • Моделирование В Психологии
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • СТРЕСС (в психологии)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)
  • измерения в психологии
  • историография психологии
  • история психологии
  • концепция социально-генетической психологии
  • метод психологии
  • моделирование в психологии
  • направление в психологии
  • обзор психологии
  • подход в психологии
  • социально-генетической психологии концепция



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь