Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 Рубинштейн Сергей Леонидович



Рубинштейн Сергей Леонидович


Рубинштейн Сергей Леонидович
(6.06.1889, Одесса - 11.01.1960, Москва) - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Биография. Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге (1913), где защитил докторскую диссертацию по теме "Eine Studie zum Problem der Method". С 1919 г. - доцент, с 1921 г. - профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1922 г. - директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 г. - заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1937 г. ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию "Основы психологии. М., 1935". За "Основы общей психологии" получил в 1940 г. государственную премию. С 1942 по 1949 г. - заведующий кафедрой психологии в МГУ. С 1942 по 1945 г. - директор Институт психологии АПН РСФСР. В 1943 г. создал в МГУ им. М.В.Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР - сектор психологии (1945). Член-корреспондент АН СССР (1943), академик АПН (1945).
Исследования. В статье "Принцип творческой самодеятельности", написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30-е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса.
Сочинения. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2, Одесса, 1922;
Проблемы психологии в трудах К.Маркса // Советская психотехника. 1934, т. 7, № 1; Бытие и сознание. М., 1957; О мышлении и путях его исследования. М., 1958; Принципы и пути развития психологии. М., 1959; Человек и мир // Вопросы философии. 1966, № 7; Проблемы общей психологии. М., 1973

Психологический словарь. . 2000.


РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
(1889-1960) — выдающийся сов. психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философско-психологическое образование получил в Марбурге (Германия). Сочетал преподавательскую и научную работу; несколько лет (с 1942) возглавлял Ин-т психологии. Не менее важна и организаторская деятельность Р.: создание в МГУ кафедры, а затем отделения психологии (1943), а в Ин-те философии — сектора психологии (1945).
Первоначальную формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, можно усмотреть в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), но лишь в 1934 г. Р. сформулировал его в психологических терминах (человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической) и поставил во главу программы создания психологии на основе философии марксизма (см. Единства сознания и деятельности принцип). В 1947 г. Р. обвинили в космополитизме и временно сняли со всех постов (1949). Тогда же критике подвергся его труд «Основы общей психологии» (хотя в 1942 г. он был удостоен Сталинской премии). В 1956 г. Р. воссоздает сектор психологии, публикует работы «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959).
Р. сформулировал общефилософский принцип детерминизма (который кратко формулируется им как «внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, которая получила развитие в трудах его учеников и последователей, напр. применительно к проблеме мышления (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). В сфере интересов Р. находились многие проблемы общей психологии (мышление, эмоции, способности, темперамент и пр.), педагогической психологии, философии, логики и т. д. Философско-методологический потенциал идей Р. еще не исчерпан и пользуется возрастающим вниманием психологов, в т. ч. в ряде др. стран. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 943
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕКОДИРОВАНИЕ (в инженерной психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЗНАК (в психологии)
  • ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
  • Измерения В Психологии
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Кондаков И.М. Преподавание Психологии В
  • Моделирование В Психологии
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии)
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • Периодика По Психологии
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • СТРЕСС (в психологии)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)
  • измерения в психологии
  • историография психологии
  • история психологии
  • метод психологии
  • моделирование в психологии
  • направление в психологии
  • обзор психологии
  • объективный метод в психологии
  • подход в психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь