РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ


РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ
    РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ — понятие, характеризующее исходный эмпирический базис физических теорий, который различным образом фиксируется, моделируется, представляется на разных уровнях познавательного процесса. Термин “физическая реальность” введен в методологию физического познания А. Эйнштейном. Это понятие связано, с одной стороны, с содержанием категории “объективная реальность” (физический мир), ас другой — с содержанием категорий объекта и субъекта познания. Соответственно физическую реальность определяют на уровне наблюдений и эксперимента (напр., как проявление микромира в макрообъектах, что регистрируется специальными устройствами и органами чувств исследователя) и затем рассматривают эту же физическую реальность на различных уровнях ее проявления: эмпирическом (напр., описание треков в камере Вильсона) и теоретическом (создание модели структуры элементарной частицы и т. д.). На эмпирическом уровне физическая реальность представлена различными обобщениями, систематизациями данных измерительных устройств, а на теоретическом — логическими реконструкциями результатов опосредствован™ объектов исследованияусловиями познания в форме целостных систем физического знания — физическими теориями и моделями исследуемой реальности. Необходимость формирования понятия физической реальности возникла тогда, когда физическая наука стала все больше удаляться от исследования непосредственно наблюдаемых вещей.и процессов, используя все усложняющиеся экспериментальные средства и все более сложные математические абстракции и формализмы. В методологии классической физики .постулировалась возможность абсолютного разделения объекта и субъекта познания и, следовательно, независимость исследуемых вещей и процессов от познания; при этом предполагалось, что либо влияние условий познания на исследуемые объекты несущественно, либо его всегда можно учесть при обработке результатов наблюдений или измерений. В результате в методологии классической физики сформировалось понятие “объекта исследования самого по себе” как фрагмента природы, который познается исследователями точно таким же, каким он существовал в природе, не подверженной влиянию человеческой деятельности. Поэтому считалось само собой разумеющимся, что содержание понятий “природа (физический мир)” и “эмпирическая (наблюдаемая и экспериментальная) реальность” совпадает. Однако между такого рода представлениями и методами исследования сначала электромагнитных процессов, позже и явлений атомного уровня, а также методами теоретических обобщений экспериментальных ситуаций возникли весьма существенные противоречия. Уже при описании электромагнитного поля, которое не воспринимается непосредственно органами чувств исследователя, вводится прибор — “пробный заряд” (электрический заряд, связанный с вещественным образованием), и потому в само определение этого поля и его характеристик входит ука
    зание на пробный заряд (“напряженность электрического поля есть сила, действующая на единицу пробного заряда”)! В специальной, а затем и в общей теории относительности последовательно устанавливается зависимость описания исследуемых явлений от выбора исходной системы отсчета, ибо ряд их важных характеристик зависит от выбора определенной системы отсчета, и результаты взаимосвязи физических объектов в определенной наблюдаемой или экспериментальной ситуации представляются различным образом на эмпирическом и теоретическом уровнях физического знания: явления “выглядят” по-разному в различных системах отсчета, но физические законы, которые характеризуют сущность явлений, одинаковы в любой системе отсчета. Принципы относительности как раз и определяют в обеих теориях степень независимости наблюдений от выбора системы отсчета и ориентации измерительных устройств. В квантовой физике еще в большей степени учитывается опосредование физических объектов условиями познания (учет существенного влияния экспериментальных средств, ориентации измерительных приборов и т. д.). В результате в нач. 20 в. в методологии физического познания возникла необходимость радикального пересмотра содержания понятий “физического объекта” и “исходного эмпирического базиса” физической теории. Объект исследования “неклассического” типа — это такой объект, связью которого со средствами исследования пренебречь уже невозможно. Это означает, что если в методологии классической физики исходная предпосылка физического познания — признание объективного существования физического мира и положение об абсолютном характере исследуемых вещей и процессов по существу отождествляемы, то в методологии неклассической физики (релятивистской и квантовой) эти понятия рассматриваются как существенно отличающиеся друг от друга, а справедливость тезиса об абсолютном характере исследуемых физических объектов требует существенной корректировки. Соответственно субъект познания, “субъективные моменты” в познавательном процессе, формы проявления активности исследователя стали определяться с помощью таких раздельных критериев, как “наблюдатель” и “условия познания” (включая и средства познания). И если понятие “природа”, или “физический мир”, указывает на подлинный источник не только физического, но и любого естественнонаучного познания, то понятие физической реальности относится к конкретным формам деятельности исследователя этой природы при различных условиях познания, выступая исходным эмпирическим базисом физических теорий. Введение понятия физической реальности в методологию неклассической физики свидетельствует об отходе естествоиспытателей от созерцательных познавательных установок и об усложнении способов и средств физического познания.
    Итак, в методологии современного физического познания используется три понятия реальности: “объективная реальность” (природа, физический мир), “эмпирическая (наблюдаемая или экспериментальная) реальность” и “теоретическая реальность” (мир конструктов, теорий и моделей), которые глубоко связаны между собой. Предпринимавшиеся неоднократные попытки некоторых исследователей сводить понятие объективной реальности либо к данным измерительных устройств как к “последней реальности” (а следовательно, их систематизацию объявлять единственной задачей физики как науки), либо представлять теоретические построения физиков как конструирование этой реальности следует считать несостоятельными.
    Лит.: Эйнштейн А. Диалог по поводу возражений против теории относительности.— Он же. Собр. науч. трудов в 4 т., т. 1. M., 1965; Эйнштейн А., Подольский ?., Розен Н. Можно ли считать, что квантово-механическое описание физической релятивности является полным?— Там же, т. 3. M., 1966; Бор Н. Квантовая механика и физическая реальность.— Он же. Избр. науч. труды, т. II. М., 1971; Он же. Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным?— Там же; Бажан В. В., Дышяевый П. С., Лукьянец В. С. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. К., 1974; Дышлевый Л. С. Эволюция понятия “физическая реальность” в современной физике.— В кн.: Философские вопросы квантовой физики. М., 1970.
    П. И. Дышлевый

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1854
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Витгенштейн: социальная теория познания
  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
  • Дерево познания добра и зла
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • Логика чистого познания
  • ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • Плюрализм как модель познания
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • РЕАЛЬНОСТЬ
  • РЕАЛЬНОСТЬ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Стрела познания: набросок естественноисторической гносеологии
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • дерево познания добра и зла
  • красота как методологический принцип познания
  • лосось познания
  • реальность
  • реальность
  • теория познания
  • теория познания
  • условия познания
  • форма познания
  • я-реальность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь