КРЕАЦИОНИЗМ “НАУЧНЫЙ”


КРЕАЦИОНИЗМ “НАУЧНЫЙ”
    КРЕАЦИОНИЗМ “НАУЧНЫЙ” (от лат. creatio - сотворение) — специфическая форма креационизма, религиозного учения о творении Богом мира из ничего; получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60—80-х гг. 20 в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Еще в 1925 в г. Дейтон (штат Теннесси) состоялся т. н. обезьяний процесс, на котором учитель Дж. Скоупс был обвинен в нарушении закона штата о запрещении преподавания дарвинизма в школах. В середине 1960-х гг. Верховный суд США признал неконституционным такое запрещение. Ответом стала активизация защитников “научного” креационизма, претендующего на открытую конкуренцию в рамках науки с эволюционным учением. К началу 1970-х гг. создаются специализированные центры для обоснования истинности библейского учения о сотворении мира: Общество исследования проблем творения в г. Анн-Арбор (штат Мичиган), имеющее отделения по всей стране. Институт креационистских исследований в г. Сан-Диего (штат Калифорния) и др., которые готовят преподавателей по “научному” креационизму для школ и колледжей, выпускают соответствующие труды и учебные пособия, требуя, чтобы приверженцам “научного” креационизма было предоставлено равное с дарвинистами право isa преподавание. В академических кругах это требование, равно как и претензии защитников “научного” креационизма на научность, вызвали протест. Так, в 1986 72 американских ученых — лауреата Нобелевской премии публично заявили о том, что борьба “научного” креационизма против эволюционного учения ставит под вопрос все естествознание. В 1984 в Оксфорде был издан труд “Наука и креационизм”, в котором ряд видных ученых подвергли “научный” креационизм критике.
    Для “научного” креационизма характерны три главные черты: 1 ) абсолютный антимодернизм, отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о творении мира, от какого-либо его аллегорического или символического истолкования; 2) многоплановое обоснование буквалистского понимания библейской версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; 3) оценка эволюционного учения как конкурирующей взаимоисключающей концепции, уступающей “научному” креационизму в научной обоснованности.
    Вся сумма концептуальных аргументов этого новейшего креационизма содержится в книге Г. Морриса “Сотворение мира: Научный подход” (Scientific Case for Creation, изд. на рус. яз. в США в 1981). Основополагающими являются признание несовместимости эволюционного учения со вторым началом термодинамики, отрицание наличия на макроэволюционном уровне взаимосвязи между подразделениями живого мира (иерархическая система таксонов) как отражения длительного эволюционного процесса на Земле, рассмотрение геологической колонны и ископаемых как продукта только одной эпохи, результата мирового катаклизма — всемирного потопа. Существенное место занимает положение об отсутствии промежуточных форм среди ископаемых и несостоятельности принципов научной геохронологии, на основе чего радикально уменьшается возраст Земли. Креационистская модель сотворения состоит в следующем: существовал особый начальный период творения, когда были созданы важнейшие системы природы (частицы, вещества, планеты, звезды, организмы, люди) в завершенном, с самого начала действующем виде, так что не требовалось длительного времени для их развития. Поскольку в настоящее время естественные процессы не создают ничего подобного, процессы творения должны были быть сверхъестественными, для своего осуществления они непременно нуждались в трансцендентном Создателе. После завершения творения Создатель заменил процессы созидания процессами сохранения, которые поддерживают Вселенную и дают ей возможность выполнить свое предназначение.
    Креационистская модель сотворения допускает только ухудшение порядка во Вселенной, т. к. этот порядок изначально был создан в совершенном виде, а естественные процессы не в состоянии обеспечить развитие от низшего к высшему, от хаоса к порядку, создать механизм самоорганизации. Отсюда утверждается наличие в природе двух универсальных принципов: 1) закона сохранения сотворенного; 2) закона упадка сотворенной Вселенной, ее ухудшения, сползания к беспорядку. Это и есть, считают “научные” креационисты, первое и второе начала термодинамики. Т. о., “научный” креационизм стремится доказать невозможность эволюции вообще, в прин
    ципе, а также невозможность ее осуществления на Земле в силу обусловленности какими-либо особыми, исключительными обстоятельствами.
    Достижения современного естествознания опровергают подобные претензии. Астрономия и астрофизика воссоздают картину космической эволюции, возникновения и разрушения, регресса и прогресса, “развития Вселенной от простейшего плазменного облака к ее современному состоянию, столь богатому различными структурными деталями и объектами” (Шкловский И. С. Проблемы современной астрономии. М., 1982, с. 208). Они свидетельствуют, что именно эволюция представляет собой основополагающий фактор многообразной жизни Универсума. Бурное развитие синергетики раскрыло наличие в неживой, живой и социально-исторической природе механизмов процесса самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, в свете которых “жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации...” {Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса, с. 56). Достижения естествознания свидетельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эволюции и его длительной истории. Разработаны и применяются научные методы геохронологии (свинцово-ураново-ториевый, калий-аргоновый, рубидий-стронциевый; для измерения сравнительно коротких промежутков времени используется углерод-14, имеющий период полураспада 5730 лет). Эти методы дали науке геологические “часы”, с помощью которых стало возможным измерение гигантских эпох, отстоящих от нас на сотни миллионов и даже миллиарды лет, создание абсолютной геохронологической шкалы.
    Признание получила мысль о том, что “раннее зарождение жизни, несомненно, является аргументом в пользу идеи о том, что жизнь — результат спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных условиях” (там же, с. 235). Доказательством эволюции, обосновываемой наукой об ископаемых, служат связанные генеалогически в эволюционном процессе последовательные ряды ископаемых форм. Такие палеонтологические ряды известны для моллюсков, носорогов, лошадей, слонов и других групп. Большое значение для изучения эволюции имеет систематика, биологическая дисциплина, вырабатывающая классификацию организмов на основе анализа путей эволюции групп живого, их эволюционных взаимосвязей. Систематика раскрывает наличие существующих ныне переходных форм между группами, таких форм, которые совмещают в себе признаки этих групп и свидетельствуют об их родстве. Спор между “научным” креационизмом и эволюционной теорией может решаться только на основе аргументов, подтверждаемых в процессе развития науки.
    Лит.: Озима М. История Земли. М., 1983; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986; C*:uбии.кии М. М. “Научный” креационизм: претензии и действительность. М., 1987; Моррис Г. Сотворение мира: Научный подход. СанДиего, 1990; Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М.. 1990; Хаини, Т. Творение или эволюция? Чикаго, 1990; Creationism as the Law: The Arkansas Case. L., 1984; Gish D. T. Evolution, the Fossils say no! San. Diego, 1979; Numbers S. L. Creationism in XX — th Century America. — “Science” (Wash.), 1982, ?. 218, ? 4572, ?. 538-544.
    M. M. Скибицкий

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 735
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • КОММУНИЗМ НАУЧНЫЙ
  • КРЕАЦИОНИЗМ
  • Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)
  • МОДЕЛЬ МИРА
  • Мавро-Американский Научный Храм
  • НАУЧНЫЙ ЗАКОН
  • НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ
  • Научный метод
  • Научный метод (scientific method)
  • Научный стиль
  • Новый научный дух
  • РЕАЛИЗМ НАУЧНЫЙ
  • СОЦИАЛИЗМ НАУЧНЫЙ
  • Сознательность Учения
  • Сотворение мира, творение
  • еретические учения
  • естестственно-научный материализм
  • закон научный
  • коллектив научный
  • коллектив научный: программа исследовательская
  • креационизм
  • научный материализм
  • научный реализм
  • сознательность учения
  • три учения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь