Научный стиль


Научный стиль
   Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности). Ему свойственна логическая доказательность и последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами: монографиями, статьями, учебниками, справочниками и т.п. Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают:
1) конструктивный принцип Н.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи;
2) основные стилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения;
3) речевая системность.
   Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств. Отвлеченно-обобщенность создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения.
   Это следующие средства:
1) абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия;
2) конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия;
3) слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий;
4) глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики: существовать, иметь, обнаруживать, проявляться);
5) использование в связочной функции глаголов: быть, являться, служить, обладать, отличаться;
6) использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными: подвергать анализу, производить анализ, оказывать влияние;
7) использование глаголов в значении настоящего вневременного;
8) формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица;
9) форма ед.ч. сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности; 10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство, значение, равновесие, явление и т.п.); 11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры); 12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.). Подчеркнутая логичность тесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста.
   Ее реализации способствуют следующие средства:
1) полнота грамматического оформления предикативных единиц;
2) преобладание союзных предложений над бессоюзными;
3) преобладание сложноподчиненных предложений;
4) осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения;
5) широкое использование вводных слов и словосочетаний;
6) конструкции и обороты связи;
7) объективный, нейтральный порядок слов;
8) средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорий связности, логичности, цельности;
9) использование повторов: лексических, синонимических, местоименных; 10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений; 11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста; 12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению...; как было отмечено выше...); 13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул.
   Точность, ясность Н.с. достигается:
1) употреблением большого числа терминов;
2) четкими определениями вновь вводимых понятий;
3) однозначностью, недвусмысленностью высказываний;
4) использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения;
5) употреблением обособленных согласованных определений;
6) употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения;
7) ссылок и сносок в тексте;
8) преобладанием союзия над бессоюзием.
   Некатегоричность изложения выражается:
1) во взвешенности оценок;
2) эффективности теории и путей ее решения;
3) степени завершенности результатов исследования;
4) в цитировании мнений других авторов.
   Коммуникативная направленность речи выражается в категории диалогичности. В связи с этим наблюдаются:
1) обращенность к читателю;
2) взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций;
3) собственный диалог;
4) вопросно-ответные комплексы;
5) вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы;
6) цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения;
7) императив как обращение к читателю (обратите внимание и т.п.);
8) оценочные средства языка;
9) конструкции связи (подчеркнем еще раз и др.);
10) вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера;
11) развернутые вариативные повторы;
12) противопоставление разных точек зрения на проблему;
13) средства категории проспекции и ретроспекции;
14) разного рода акцентуаторы, связанные с категорией акцентности;
15) категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности.
   Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад, дискуссия и т.п.).

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». . 2011.


Просмотров: 2255
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник





Другие новости по теме:

  • АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Анализ целей и средств
  • Антипсихотические средства (antipsychotic drugs)
  • ДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА ПОНЯТИЯ
  • КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • Лингвистика текста
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ
  • ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
  • Паралингвистические средства общения
  • Параноидные и/или галлюцинаторные состояния, вызванные употреблением лекарственных средств
  • Программные средства (computer software)
  • РЕЧИ ФУНКЦИИ
  • СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
  • СРЕДСТВА ТРУДА
  • Седативные средства
  • Средства к существованию
  • Средства общения народов разных государств
  • Средства общения народов разных государств
  • Средства оценки жизненной среды (environmental measures)
  • Стиль речи
  • Стиль речи
  • Успокаивающие средства
  • Функции Речи
  • Художественный стиль речи
  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
  • невербальные средства общения
  • функции речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь