|
УЗНАДЗЕУЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич [20 дек. 1886 (1 янв. 1887) – 12 окт. 1950] – груз. сов. философ и психолог. После окончания филос. фак-та Лейпцигского ун-та в 1909 защитил докторскую диссертацию "Метафизич. мировоззрение В. Соловьева..." ("Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Uberblick seiner Erkenntnistheorie", Halle/Saale, 1909). В 1913 экстерном окончил историко-филологич. фак-т Харьковского ун-та. С 1917 жил в Тбилиси, активно участвовал в создании Тбилисского ун-та. Зав. кафедрами психологии Тбилисского ун-та (1918–50) и Кутаисского пед. ин-та (1933–42). Директор Ин-та психологии АН Груз. ССР (1941–50). Действит. член АН Груз. ССР (с 1941). В ранних филос. работах У. (1909–18) выступал с позиций психологически истолкованного кантианства. В процессе работы над монографией "А. Бергсон" У. пересматривает свои взгляды: признается возможность познания объективной действительности, мир трактуется как органическое целое, объединяющее общее и индивидуальное. Полагая, что дух и материя отличаются друг от друга лишь относительно, и приписывая материи творч. способность, У. вместе с тем указывает на существ. различие внутр. качеств субъекта и объекта, что, по его мнению, делает невозможной непосредств. связь между ними. Чтобы объяснить факты целесообразного действия организма и объективного познания транссубъективного предмета, нужно, по У., допустить существование такой реальности, к-рая, не являясь ни физическим, ни психическим, устанавливает между ними связь и обеспечивает биологич. приспособление и психич. деятельность. Создание учения о такой реальности, именуемой установкой (20-е гг.), составило гл. вклад У. в психологию. Согласно У., решающим моментом в познании объекта является внешнее восприятие с присущей ему интенциональностью, к-рая есть продукт установки. Предметный характер восприятия – не чисто субъективное обстоятельство, а следствие реального участия объекта в отражении среды, в действиях субъекта. С выдвижением идеи установки главными для У. становятся психологич. проблемы. С 1927 он начинает обширные экспериментальные исследования в области установки, принесшие ему мировую известность и приведшие к возникновению в сов. психологии оригинального науч. направления – школы У. Работы этого направления особенно широко ведутся в Тбилисском гос. ун-те и Ин-те психологии АН Груз. ССР. Соч.: на груз. яз. – Труды, т. 1–5, Тб., 1956–67; Что такое теория познания, "Народная газета", 1910, No 164; Индивидуальность и ее генезис, там же, No 101, 102; Философские беседы, "Колхида", 1911, No 4; Органическое мировоззрение, "Прометей", 1918, No 3; Анри Бергсон, Тб., 1920; Impersonalia, "Наша наука", 1923, No 1; на рус. яз. – Экспериментальные основы психологии установки, Тб., 1961; Психологич. исследования, М., 1966. Ein experimenteller Beitrag zum Problem der psychologischen Grundlagen der Namengebung, "Psychologische Forschung", 1924, Bd 5, H. 1/2; Bergsons Monismus, "Archiv fur Geschichte der Philosophie und Soziologie", 1926, Bd 30; Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung, "Acta Psychologica", 1939, v. 4, No 3. А. Бочоришвили. Тбилиси. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. УЗНАДЗЕ УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич [20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Сакаша Кутаисской губ. — 12 октября 1950, Тбилиси] — грузинский философ и психолог. В 1896—1905 учился в Кутаисской классической гимназии; окончил философский факультет Лейпцигского университета; занимался, в частности, у В. Вундта и X. Фолькельта. В 1909 защитил докторскую диссертацию о мировоззрении Вл. Соловьева; в 1913 сдал экстерном экзамены за историко-филологический факультет в Харьковском университете; заведовал кафедрами психологии Тбилисского университета (1918—50) и Кутаисского педагогического института (1933—42); директор Института психологии АН Грузинской ССР (1941—50). Первые работы Узнадзе посвящены истории философии; с 1920-х гг. он сосредоточивается на психологических исследованиях, и в первую очередь на создании оригинальной “теории установки” как специфическом акте “объективации”, которым субъект обращает предмет или явление в специальный объект наблюдения. “Установка” есть некое общее состояние деятельности субъекта как целого, которое, не составляя содержания сознания, оказывает решающее на него влияние. Соч.: Труды, т. 1—51. Тбилиси, 1956—67 (на груз. яз.); Психологические исследования. М., 1966; Wladimir Solowiow. Seine Erkenntnistheorie und Metaphisik. Halle, a. s., 1990. Лит.: Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н.Узнадзе. Тбилиси, 1973; Дмитрий Узнадзе (1886—1950). Биобиблиография. Тбилиси, 1984; Д. Н. Узнадзе — классик советской психологии. Тбилиси, 1986. В. Ф. Пустарнаков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|