САНЧEC


САНЧEC
(Sanches, Sanchez), Франсиско (25 июля 1551 – 1632) – испано-португальский философ и врач, знании медицины (1573). С 1602 и до конца жизни был гл. врачом госпиталя и проф. философии и медицины Тулузского ун-та. Автор ряда медицинских трудов ("Opera medica", Tolosae, 1636) и комментариев к соч. Аристотеля (в кн.: Tractatus philosophici, Roterodami, 1649).
С. считают обычно сторонником скептицизма, однако правомерность этого весьма условна. В "Трактате о весьма благородной и первой всеобщей науке, заключающейся в том, что ничто не познаваемо" ("Tractatus de multum nobili..., Lugduni, 1581, первый исп. пер. опубл. под названием "Qve nada se sabe", Md., 1924), С. утверждал, что истинная наука основана не на вере, а на опыте и заключается в абсолютном, совершенном познании вещей с помощью разума. Однако человек создать такую науку не в состоянии в силу ограниченности познания. Последняя, по С., обусловлена рядом причин. Во-первых, всякое познание основано на ощущениях, вне к-рых все смутно и неопределенно; по мере отдаления от источника ощущений наши знания лишаются ясности и точности. Во-вторых, наше познание ограничено количественно (предметы слишком мелкие или слишком крупные ускользают от органов чувств) и качественно (в силу изменчивости и др. свойств предметов и явлений). В-третьих, человек знает только то, что сделал сам и что осознал во всех связях, однако человечеством пока сделано очень мало. Вместе с тем, С. не был сторонником агностицизма. В противовес ср.-век. схоластич. философии, С. отстаивал необходимость создания новой науки и новых методов исследования природы, основанных на наблюдении и эксперименте, что сближает его с Ф. Бэконом и др. передовыми мыслителями 17 в. и позволяет считать его предшественником Декарта. С. не отрицал возможности проникновения человеч. разума в наиболее трудные для исследования области объективного мира. Он, в частности, полагал, что после того, как будет всесторонне исследован макромир, может быть начато познание микромира. С. считал, что опыт, строгая проверка результатов всякого науч. исследования и критич. оценка достигнутого предшественниками способствуют постоянному углублению познания, хотя и не могут привести к абсолютному познанию, доступному только богу.
Соч.: Opera philosophica, Coimbra, 1955.
Лит.: Александров Г., Из истории исп. философии, "ПЗМ", 1939, No 2; Gerkrath L., F. Sanchez. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophischen Bewegungen im Anfange der neueren Zeit, W., 1860; Сazас H. P., Lieu d'origine et les dates de naissance et de mort du philosophe F. Sanchez, [s. l.], 1903; Giarratano C., Il pensiero di F. Sanchez, Napoli, 1903; Senchet E., Essai sur la methode de F. Sanchez, P., 1904; Iriarte-Aguirre-Zabal J., Kartesischer oder Sanchezischer Zweifel?, Bonn, 1935; Brite R. О Portugues F. Sanchez, Lisboa, 1940; Tavares S., F. Sanchez e о problema de sue naturalidade, "Rev. portuguesa de Filosofia", Braga, 1945; Moreira de Sa ?., Sanchez em Motpellier e Toulouse, "Rumo", 1946, nov.; его же, F. Sanchez filosofo e matematice, v. 1–2, Lisboa, 1947; Calmette J. Etudes medievales, Toulouse, 1946, p. 95–123; Mоraes E. de, F. Sanchez na renescenca portuguesa, [Rio de Janeiro, 1953].
В. Афанасьев. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 527
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕТААНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ГРАВЕ
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • О всеобщей спекулятивной философии
  • ПОЗНАНИЕ
  • ПОЗНАНИЕ
  • ПОЗНАНИЕ
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Познание, познавать
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
  • вера в теории познания и философии науки
  • гендерные исследования знания
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • познание
  • познание
  • познание
  • познание
  • после этого значит по причине этого
  • эзотерическое познание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь