|
НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИНЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (дарура, идтирар) и как обязательности (ву-джуб). В первом смысле необходимость противопоставляется “выбору” (ихгийар): “неизбежными” могут быть знания, которыми человек не волен не обладать, в отличие от целенаправленно получаемых, или действие причины, вле кущей следствие независимо от желания человека, в отличие от действующей в зависимости от его выбора (см. Причина). Так понятая необходимость обладает, вообще говоря, более низким ценностным статусом, нежели ее противоположность. Во втором смысле необходимость связывается с истинностью, а значит, имеет более высокий статус, нежели противоположное ей. Такая необходимость-вуджуб фигурирует в сфере этики, теории познания и учении о существовании. В этике “необходимые” (ваджиб) поступки противопоставляются “запрещенным” (харам) и составляют, т. о., часть “добродетельных” (хасан; см. Добродетель). В теории познания “необходимыми” называются те суждения, которые Кант относил к априорным аналитическим, в отличие от “невозможных” (мумтани') и “возможных” (мумкин). В учении о существовании необходимость противопоставляется в одном смысле “невозможности” (имтина'), ав другом “возможности” (имкан). Наиболее подробно эта терминология разработана Ибч Сити. В отличие от прочего сущего, которое благодаря своей самости является “возможным”, а “необходимым” становится благодаря чему-то другому (см. Возможность), первоначало обозначается как имеющее необходимость существования благодаря своей самости (ваджиб ал-вуджуд би-дати-хи). Это его свойство обозначается также как ал-хакк (делающее истинным) (см. Истина), поскольку первоначало дает истинность само себе и составляет условие истинности всего ряда вещей, происходящих от него. “Имеющее необходимость существования благодаря другому” Ибн Сйна вынужден разделить на “имеющее необходимость существования благодаря другому постоянно” (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи да'иман), под чем подразумеваются метафизические Разумы и соответствующие небесные сферы, и “имеющее необходимость существования благодаря другому в какое-то время” (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи варан ма), т. е. все прочее сущее, хотя это деление нарушает логику определения “возможного”. Первоначало считается обладающим необходимостью существования благодаря своей самости в арабоязычном перипатетизме, ишракизме и суфизме, но не в исмаилизме, где Бог понимается как стоящий выше необходимости и существования. Необходимое может передать необходимость другому “Дающим необходимость” (муджиб) называется то, что превращает возможное в необходимое, будь то в сфере существования или мысли. Необходимость, вытекающая из самости, связывается с “отсутствием нужды” (истигна', гинан), чем первоначало отличается от всего прочего сущего, возможного по самости и нуждающегося в “дающем необходимость”. Отсутствие нужды отличается от “независимости” (истаклал), означающей существование в самости или воплощенности (см. Существование). Представление о передаче необходимости обосновывает и понятие причинности. В арабоязычном перипатетизме, исмаилизме и ишракизме такая передача необходимости, влекущая существование, описывается как строго упорядоченная, где каждое сущее дает необходимость следующему, и только следующему в ряду. В суфизме первоначало связано с каждым возможным напрямую, что вызвано отказом от концепции линейной причинности. А. В. Смирнов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|