|
ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ социальное исследование, специфика к-рого в непосредств. и всестороннем изучении отд. объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях. В этом смысле П. и. отличается от лабораторного (напр., социально-психологич. эксперимента) или массового социального обследования (напр., опроса). Р а з н о в и д н о с т и П. и. а) Полевой (или естеств.) эксперимент (экономич., социологич., психологич., педагогич. и др.), в котором проверяются в естеств. условиях заранее выдвинутые гипотезы. Напр., в экономич. эксперименте опробуются различные способы материального и иного стимулирования работников. б) Монографич. П. и. – изучение нек-рого социального объекта (напр., производств. коллектива или гор. поселения, этнографич. группы) с целью всестороннего и непосредств. анализа его деятельности. Монографич. П. и. предпринимается либо для уточнения задач, программы, гипотез и методик предстоящего массового обследования; либо для углубления информации, полученной из массового обследования; либо для самостоят. исследования объекта. П. и. может рассматриваться и как метод сбора первичной информации в массовом обследовании путем прямого наблюдения и интервью. В этом случае обычно применяют термин "полевая стадия" или "полевой этап" сбора информации. О с о б е н н о с т и П. и. Полевой эксперимент, в отличие от лабораторного, устраняет искусственность ситуации, но затрудняет выявление "чистого" эффекта экспериментальных факторов. Поэтому наиболее разумно (там, где это возможно) сопоставление данных лабораторного и полевого экспериментов. Монографич. П. и., в отличие от массового обследования, позволяет всесторонне изучить объективные и субъективные факторы по программе исследования; не предъявляет столь жестких требований к самой программе и методам сбора материала, т.е. дает возможность гибко менять программу в зависимости от поступления новых данных; позволяет использовать максимальный диапазон всех методов сбора информации (документы, наблюдения и опросы всех типов). Благодаря этим особенностям П. и. этого типа наиболее удобно на первых стадиях исследования более широкого плана. Наибольшую трудность представляет оценка репрезентативности объекта П. и. Репрезентативность полевого эксперимента обычно проверяется серией контрольных экспериментов, проводимых в идентичных условиях. Монографич. П. и. требует выбора типич. объекта, т.е. наиболее распространенного в данном классе явлений, либо исключит. (немассовидного) объекта, представляющего особый интерес. В этих случаях объект может либо выражать передовые или негативные тенденции изучаемого массовидного явления, либо представлять специфич. (этнографич., лингвистич., психологич., социологич. и др.) интерес. Лит.: Социология в СССР, т. 1–2, М., 1965; Experiments in social process. A symposium on social psychology, ed. by J. G. Miller, N. Y. – [a. o.], 1950, ch. 5; Кendall P.L., Lazarsfeld P. F., Problems in survey analysis, в кн.: Continuities in social research, ed. by R.K. Merton, P. F. Lazarsfeld, Glencoe, 1950; Festinger L., Katz D., Research methods in the behavioral sciences, N. Y., [1953]. В. Ядов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|