Методы сбора социолингвистических данных


Методы сбора социолингвистических данных
  Основаны на органичном сочетании собственно социолингвистических исследовательских процедур с методами других областей лингвистики, а также социологии, этнографии, социальной психологии:
  1) непосредственное (прямое) наблюдение;
  2) анкетирование (опрос);
  3) интервьюирование;
  4) анализ документальных источников;
  5) тестирование.
  Анкетирование является одним из широко используемых инструментов социолингвистического обследования, так как непосредственное наблюдение над отдельными информантами и малыми группами не всегда достаточно репрезентативно. При интервьюировании наблюдения за речевой деятельностью информантов строятся таким образом, чтобы исключить или свести до минимума влияние наблюдателя на их речевое поведение. Чаще всего наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта («включенное наблюдение»). Этот метод оказывается наиболее эффективен при изучении речевого поведения малых групп, члены которых объединены «неформальными» связями. Напр., его использовал Дж. Гамперц в своем исследовании тематически обусловленного «переключения кода» в условиях диглоссии. Тесты представляют собой разнообразные по форме задания, которые исследователь предлагает информантам. Это могут быть списки слов, которые надо прочитать перед микрофоном, или связный текст, также читаемый информантом вслух; письменные задания на восстановление пропущенных фрагментов текста; ответы на устные вопросы исследователя и т. п. Документальным (письменным) источником следует считать любую информацию в виде печатного или рукописного текста, имеющую отношение к проводимому исследованию, но не специально для его обслуживания созданную. Интервью рассчитано на получение глубоких и разносторонних сведений о фактах и их оценках по интересующим исследователя вопросам. Самым распространенным методом является анкетный опрос.
  Проблема получения исходных данных является одной из сложнейших проблем социолингвистического исследования (см. «парадокс наблюдателя»). Другим из наиболее используемых методов получения данных является анкетирование. В условиях анкетирования «парадокс наблюдателя» выступает наиболее явно: здесь существует наибольшая опасность приспособления опрашиваемого к нормам и ожиданиям опрашивающего. Экспериментаторы, записывающие речь информантов на магнитофонную ленту, также сталкиваются с «парадоксом наблюдателя». Одной из форм наблюдения за речью информантов может быть непосредственная беседа исследователя с опрашиваемым («интервью»). Все эти приемы в известной мере дополняют друг друга. Процедуры сбора данных можно разделить на приемы контролируемого наблюдения (все случаи, когда наблюдатель управляет ходом эксперимента, варьируя те или иные переменные, влияющие на объект наблюдения) и те, которые относятся к неконтролируемому наблюдению (когда процессы речевой коммуникации развертываются перед наблюдателем в естественной, живой ситуации). В зависимости от целей наблюдения приемы сбора материала можно подразделить на пробные, контрольные и основные. Пробные наблюдения предшествуют основному эксперименту и используются для выработки исходной гипотезы и программы полевых исследований. Контрольные наблюдения служат для проверки экспериментальных данных и для внесения поправок на те или иные искажения. Контрольные наблюдения предназначены для того, чтобы исключить искажающее влияние посторонних факторов на результаты эксперимента.
  ? методы социолингвистических исследований
  ? анкетирование
  ? интервьюирование
  ? метод включенного наблюдения
  ? метод непосредственного наблюдения
  ? социолингвистические тесты
  См. также: Анкетирование, Интервью, Метод включенного наблюдения, Метод непосредственного наблюдения, Методы анализа социолингвистических данных, Парадокс наблюдателя, Тест

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. . 2006.


Просмотров: 1639
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Словарь социолингвистических терминов





Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ДАННЫХ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • Академия наук российская
  • Анкетирование
  • БАНК ДАННЫХ
  • ВИДЫ (типы) НАБЛЮДЕНИЯ
  • ДУГА НАБЛЮДЕНИЯ
  • ЕДИНИЦА НАБЛЮДЕНИЯ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ
  • МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
  • МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
  • МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
  • Метод Объективного Наблюдения
  • Метод включенного наблюдения
  • Метод непосредственного наблюдения
  • Метод непосредственного наблюдения
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы сбора социолингвистических данных
  • Методы социолингвистических исследований
  • Методы социолингвистических исследований
  • НАБЛЮДЕНИЯ ЕДИНИЦА
  • Надежность Данных Анкетного Опроса
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
  • Парадокс наблюдателя
  • Парадокс наблюдателя
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • метод наблюдения включенного
  • метод наблюдения объективного
  • надежность данных анкетного опроса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь