ЗОМБАРТ


ЗОМБАРТ
(Sombart) Вернер (1863—1941) — нем. экономист, социолог, философ. Проф. экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых нем. социологов, вместе с М. Вебером руководил жур. «Архив социальной науки и социальной политики», в 1920-е гг. был первым президентом Немецкого социологического общества.
Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, З. испытывает влияние марксизма, примыкает к «катедер-социализму». Работа «Современный капитализм» (1902) приносит З. широкую известность. Как в ней, так и в последующих работах о возникновении капитализма З. показывает связь экономики с многообразными социальными ин-тами и историческими обстоятельствами. Полемизировал с Вебером, полагая неверным выведение капитализма из протестантской этики и связывая его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства, 1910; Буржуа, 1924; Luxus und Kapitalismus, 1907; Krieg und Kapitalismus, 1911). В годы Первой мировой войны переходит на позиции нем. национализма, в кн. «Торгаши и герои» (1915) противопоставляет «героизм» немцев утилитаризму англичан. В 1920-е гг. окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов «понимающей социологии», применяя его затем к политэкономии (Die drei National-okonomien, 1930). Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции», в нач. 1930-х гг. развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует свой главный филос. труд «О человеке», в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В.Дильтея и всей «исторической школы» о человеке как творце и творении культуры. Публикация этой книги, в которой З. возвращается от национализма к идеалам гуманизма, приводит к конфликту с идеологами национал-социализма. Данная работа близка кругу идей «культурной антропологии» Э. Ротхакера и М. Ландмана.
Современный капитализм. Т. 1—2. М., 1903—1905; Т. 3. М.; Л., 1930; Народное хозяйство в Германии XIX и в начале XX века. М., 1924; Soziologie. Berlin, 1923; Die Zukunft des Kapitalismus. Berlin, 1932; Die Zahmung der Technik. Berlin, 1935; Deutscher Sozialismus. Berlin, 1934; Vom Menschen. Berlin, 1938.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЗОМБАРТ
(Sombart), Вернер (19 янв. 1863 – 18 мая 1941) – нем. бурж. экономист и социолог, ученик Г. Шмоллера. С 1890 – проф. в Вроцлаве (Бреславле). С 1906 – проф. Высшей торговой школы в Берлине, в 1917–31 – Берлинского ун-та. В ранних работах З. выступал как представитель "...подкрашенного в марксистский цвет социал-либерализма..." (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 51). В дальнейшем он открыто выступил против историч. материализма и экономич. учения Маркса, вел борьбу против социализма. Будучи экономистом эмпирич. школы, З. под влиянием Маркса, но с целью опровержения марксизма, пытался соединить эмпирич. изучение экономики и теоретич. объяснение обществ. жизни. Он разработал концепцию "экономич. системы", считая это понятие основным в своей системе взглядов (см. "Der Bourgeois", Munch, – Lpz., 1913, S. 1–85; "Die drei Nationalokonomien", Munch.-Lpz., 1930, S. 185).
"Экономическая система" – выражение духа общества. Она, согласно З., вызывает к жизни многочисл. экономич. институты, присущие только данной "системе". Период, в к-ром развертывается и реализуется данная система, З. называл "экономич. эпохой". Считая капитализм "величайшим чудом истории человечества" и отрицая первонач. капиталистич. накопление, З. объяснял развитие капитализма изначальным существованием некоего "капиталистич. духа" в человеке; как только человек преодолевает свое первобытное состояние, он наполняется инстинктивным стремлением к золоту, деньгам, наживе и непрерывно ищет способы применения своих способностей в активной деятельности. Раскрытие этого духа и породило, по З., капиталистич. общество (см. "Der Bourgeois", S. 1–85). Длительное существование рабовладельческого, феод. обществ и образование мировой социалистич. системы в корне опровергают концепцию З.
Развитие общества З. понимал как эволюц. процесс изменения отношений между духовными элементами, образующими обществ. структуру. Революции он рассматривал как случайные и несуществ. моменты в развитии общества. Он отрицал существование классов и утверждал, что ни буржуазия, ни пролетариат не составляют якобы единых классов, т.к. внутри этих классов существуют огромные различия в экономич. положении.
В разработанной им социологич. концепции З. рассматривает социологию в широком смысле, как познание жизни людей в обществе, включая и человеч. культуру (см. "Noo-Soziologie", В., 1956, S. 2). З. различает филос. социологию, к-рая тождественна философии истории и выходит за рамки опыта, и научную, или социологию в собств. смысле слова, являющуюся "систематической наукой о конкретных формах жизни человеческого общества" (там же). В соответствии с этим З. различал "психологическую социологию", рассматривающую психо-биологич. факты – чувства, инстинкты, влечения, как основу человеч. культуры, и "ноологическую социологию" (от греч. noos – разум), рассматривающую духовные факторы культуры – религию, этику, право и т.п. Однако ноологич. социология не устанавливает единства культуры, оставляя эту задачу философии (там же, S. 4–8). Произвольно деля, под влиянием Фрейда, основы культуры на биологич. и духовные, З. не видел в материальном произ-ве основу социальной жизни и не сумел объяснить истоки материальной и духовной культуры и действит. роли в ней психологически-биологич. факторов. В работах З. содержится большой фактич. материал. Начиная с 1920-х гг. концепции З. неоднократно использовались реакц. политич. кругами Германии.
Соч.: Technik und Wirtschaft, Dresden, 1901; Das Lebenswerk von Karl Marx, Jena, 1909; Die Juden und das Wirtschaftsleben, Lpz., 1911; Krieg und Kapitalismus, Munch. – Lpz., 1913; Sozialismus und soziale Bewegung im 19, Jena, 1896; 10 изд. под назв.: Der proletarische Sozialismus ("Marxismus"), Bd 1–2, Jena, 1924; Die Zukunft des Kapitalismus, В., 1932; Deutscher Sozialismus, В., 1934; Soziologie: was sie ist und was sie sein sollte, в сб.: Sitzungsber. d. Preuss. Akad. der Wiss., Phil. – Hist. Klasse. [Bd] 5, В., 1936; Weltanschauung, Wissenschaft und Wirtschaft, В., 1938; Vom Menschen, В., 1938; в рус. пер.: Социализм и социальное движение в 19 в., СПБ, 1902; Художественная промышленность и культура, СПБ, [б. г.]; История экономического развития Германии в 19 в., ч. 1–2, СПБ, [б. г.]; Почему теперь интересуются вопросами народного хозяйства и социальной политики?, в кн.: Социологические этюды, СПБ, 1904; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Современный капитализм, т. 1–2, М., 1903–1905, т. 3, М.–Л., 1930 (т. 1, 2 изд., М.–Л., 1931); Буржуа, М., [1924].
Лит.: Энгельс Ф., Неизвестное письмо Ф. Энгельса В. Зомбарту 11 марта 1895 г., "Вопр. истории КПСС", 1962, No 2; Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, сб. статей, М.-П., 1923, с. 202–23; Fechner ?., Der Begriff der kapitalistischen Geistes bei W. Sombart und M. Weber, Koln, 1929; ?ngel W., Max Webers und Werner Sombarts Lehre von den Wirtschaftsgesetzen, В., 1933; Ziegenfuss W., W. Sombart. Geist, Gesellschaft und Wirtschaft, в сб.: Schmollers Jahrbuch, fur Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft, 69 Jahrg, H. 3, В., 1949; Weippert G., Werner Sombarts Gestaltidee des Wirtschaftssystems, Gott., 1953; Leich H., Die anthropologisch soziologische Methodik bei Karl Marx, Werner Sombart und Max Weber, [Koln], 1957.
Ц. Арзаканьян, Б. Григорьян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЗОМБАРТ
    ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер (19 января 1863, Эрмслебен — 18 мая 1941, Берлин) — немецкий экономист, социолог, философ. Профессор экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых немецких социологов, вместе с M Вебером руководил журналом “Архив социальной науки и социальной политики”, в 1920-х гг. был первым президентом Немецкого социологического общества.
    Развивая идеи “исторической школы” в политэкономии, Зомбарт находился под влиянием марксизма и был близок к “катедер-социализму”. Широкую известность ему принес фундаментальный труд “Современный капитализм” (1902). Как в этой, так и в последующих работах о возникновении капитализма Зомбарт показывает связь экономики с многообразными социальными институтами и историческими обстоятельствами. Полемизируя с М. Вебером, он считал неверным выводить капитализм из протестантской этики и связывать его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства. СПб, 1910; Буржуа. М-, 1924, 1994; Luxus und Kapitalismus. В., 1907; Krieg und Kapitalismus. B., 1911). B годы 1-й мировой войны Зомбарт перешел на позиции немецкого национализма. В книге “Торгаши и герои” (1915) он противопоставлял “героизм” немцев утилитаризму англичан. В 1920-х гг. окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов “понимающей социологии”, применяя его затем к политэкономии (Die drei Nationalokonomien. Munch., 1930). Будучи одним из ведущих представителей “консервативной революции”, в нач. 1930-х гг. развивает идеи особого “немецкого социализма”, преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует главный философский труд “О человеке”, в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В. Дильтея и всей “исторической школы” о человеке как творце и творении культуры. Эта работа была близка идеям “культурной антропологии” Э. Ротхакера и М. Ландмана. Публикация книги, в которой Зомбарт возвращается от национализма к идеалам гуманизма, приводит его к конфликту с идеологами национал-социализма.
    Лит.: Современный капитализм, т. 1—2. М., 1903—1905, т. 3. М.—Л., 1930; Народное хозяйство в Германии XIX и в начале XX века. М., 1924; Soziologie. В., 1923; Die Zukunft des Kapitalismus. B., 1932; Die Zahmung der Technik. B., 1935; Deutscher Sozialismus. B., 1934; Vom Menschen. B., 1938.
    A. M. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1775
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • Gemeinschaft und Gesellschaft
  • Jenseits von Gut und Bose
  • Klages L. Handschrift Und Charakter
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ЗОМБАРТ
  • ЗОМБАРТ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Феминистская критика социальной политики
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь