Гендер в социальной работе


Гендер в социальной работе
Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Прежде всего, большинство клиентов социальной службы - это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, матери детей-инвалидов, безработные). От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития. Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства. С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники: бедностью, наркоманией, вопросами охраны детства, безработицей, жилищными или молодежными проблемами, проблемами престарелых, одиноких матерей, многодетных семей или семей с инвалидами, семейным насилием - так или иначе они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социально-экономическое положение человека. Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда, несмотря на все усилия в области разработки законопроекта о гендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются. Гендерно-чувствительная практика опирается на принципы феминистской социальной работы в процессе взаимодействия с клиентом, группой или социальными сетями.
Подавляющая часть социальных работников - женщины. В России часто - это те, кто потерял работу на предприятии, не смог найти высокооплачиваемое место или заинтересован - больше, чем в высокой оплате своего труда - в скользящем графике и возможности посещать дома своих больных родственников. Как и повсюду в мире, в российской социальной работе преобладают женщины, и хотя их достаточно много среди администраторов социальных служб, руководство управлений и министерств социальной сферы представлено мужчинами. Социальная работа является частью вторичного рынка труда, где в низкостатусных эшелонах сконцентрированы женщины. Социальная работа представлена в организациях и СМИ как "женская работа", требующая не столько профессиональных знаний и навыков, сколько "женских" качеств - доброты, эмпатии, ответственности, терпения, якобы от природы присущих женщинам. Тем самым оправдываются низкий статус и низкие зарплаты социальных работников (см. Разделение труда по признаку пола). "Геттоизация" женщин в социальной сфере, на местах, где удерживаются низкооплачиваемые и менее квалифицированные кадры, становится условием депрофессионализации социальной работы. По словам президента Международной федерации социальных работников Лены Доминелли, "социальная работа - это профессия, где мужчины руководят женщинами, занятыми на переднем крае делами клиентов, большинство из которых также являются женщинами" (Dominelli).
Гендер выступает одним из ключевых понятий в образовании социальных работников. Инициатива преподавания гендерных исследований в современных российских университетах возникает либо "снизу" и зависит, в этом случае, от позиции университетской администрации, либо "сверху", когда институционализация гендерно-ориентированных дисциплин происходит по решению Министерства образования. По инициативе преподавателей и исследователей в преподавание курсов для социальных работников, как и в ряд других образовательных программ, вводится гендерная перспектива, в том числе в таких предметах как "Семьеведение", "Социальная психология", "Социальная антропология", "Социальная политика", "Теория социальной работы". В новом законопроекте "О равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин" рекомендовано введение гендерных курсов во все без исключения вузы России. Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования от 2000 г. курс "Гендерология и феминология" признан обязательным в числе специальных дисциплин (СД. 02) специальности 350500 "Социальная работа". Сложившаяся ситуация в высшей степени благоприятствует развитию гендерных курсов в социальной работе, а также объясняет срочность и необходимость повышения профессионализма преподавателей этих дисциплин. В этих целях необходимо регулярное повышение квалификации преподавателей, ведущих гендерные курсы в вузе, постоянный обмен опытом и помощь начинающим лекторам.
В Западной Европе и Америке образовательные программы и школы, конференции по социальной работе обязательно включают перспективу гендера, поскольку иначе невозможно обсуждать способы решения социальных проблем, формы и причины социального неравенства. Конференции и школы по гендерным исследованиям на Западе, в государствах Восточной Европы и в тех странах третьего мира, где существуют подобные проекты, также включают секции, где обсуждаются проблемы акционистских и партисипаторных исследований в социальной работе и, главное, - кризисных центров для женщин (см. Феминистская социальная работа). Исключение составляют лишь те конференции по женским и гендерным исследованиям, которые касаются сугубо академических проектов исследований литературных текстов, философских изысканий, а также социологических и политологических исследований, не имеющих прикладной ориентации.
Gender in social work (англ.)
Литература:
Жеребкина И. О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование в России. 2001. N 2.
Dominelli L. A Sociology of Social Work and Feminist Social Work // Sociology for Social Work. Macmillan, 1995. P. 85.
© О. В. Бойко, Е. Р. Ярская-Смирнова

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. . 2003.


Просмотров: 3082
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований





Другие новости по теме:

  • feminist social work
  • gender in social work
  • БОГАРДУСОВА ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦШ
  • Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • Переосмысление власти в социальной работе
  • Проблема социальной физики в XVII столетии
  • Психиатрическая социальная работа (psychiatric social work)
  • РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ
  • Разделение труда по признаку пола
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
  • Социальная желательность (social desirability)
  • Социальная изоляция (social isolation)
  • Социальная поддержка (social support)
  • Социальная психология (social psychology)
  • Социальная психофизиология (social psychophysiology)
  • Социальная фобия (social phobia)
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теория социальных групп
  • Теория социальных групп
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • Феминистская критика социальной политики
  • Феминистская социальная работа
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе
  • франкфуртская школа социальных исследований



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь