|
ЧЕЛПАНОВЧЕЛПАНОВ ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (род. 1862 – ум. 1936) – рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от всякой философии; выступал против внедрения марксизма в психологию (кроме социальной). Челпанов – автор популярных учебников по логике и психологии. Гл. труды: «Мозг и душа», 1900; «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», т. 1-2, 1896 – 1904; «Введение в экспериментальную психологию», 1915; «Спорные вопросы психологии», 1926. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862 – 13 февр. 1936) – рус. психолог и философ, логик. Проф. психологии и философии Киевского (1892–1906) и Московского (1907–23) ун-тов. Товарищ председателя Моск. психологич. об-ва. Основатель (1912) и директор Моск. психологич. ин-та (до нояб. 1923). В философии близок к неокантианству и позитивизму. Критикуя материализм ("Мозг и душа", СПБ, 1900, и др. работы), Ч. пытался дать обоснование психологии в опоре на концепцию "эмпирич. параллелизма" души и тела, восходящую к психофизич. параллелизму В. Вундта, причем сущность устанавливаемой эмпирически параллельности физич. и психич. явлений он считал необъяснимой. Ч. принадлежат солидные экспериментальные исследования по восприятию пространства и времени. Гл. заслугой Ч. является создание крупного экспериментально- психологич. центра – Моск. психологич. ин-та с превосходно оборудованными лабораториями, разработка методов лабораторного исследования ("Введение в экспериментальную психологию", М., 1915). В области логики Ч. был гл. обр. систематиком. Ч. – автор ряда многократно переиздававшихся учебников по психологии и логике. В послеоктябрьский период Ч. придерживался т. зр., согласно к-рой марксизм мог быть распространен лишь на социальную, но не на общую психологию. Последняя, по мнению Ч., должна быть свободна от какой бы то ни было философии. Соч.: Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, ч. 1–2, К., 1896–1904; Психология, ч. 1–2, М., 1909; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии), М., 1926. Лит.: Будилова ?. ?., Борьба материализма и идеализма в рус. психологич. науке (Вторая пол. 19 – нач. 20 вв.), М., 1960; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967. А. Петровский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЧЕЛПАНОВ ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16(28) апреля 1862, Мариуполь —13 февраля 1936, Москва] — русский философ, психолог, логик. В 1887 окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Философию и психологию изучал у Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. В 1890 в качестве приват-доцента начал преподавание философии в Московском университете, с 1892 в Киевском университете, где основал психологический семинарий и в 1897 стал профессором. В 1907—23 возглавлял кафедру философии Московского университета и Психологический институт(1912). Как философа Челпанова часто относят к неокантианцам, хотя докторская диссертация “Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности” (Киев, 1896—1904, ч. 1—2) свидетельствует только об активной включенности в собственно кантианскую проблематику, но не выявляет его отношения ни к баденской, ни к марбургской неокантианским школам. Как психолог Челпанов был представителем “эмпирического” направления, которое проблему параллелизма души и тела считало важнейшей и центральной. “Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, — писал Челпанов в работе “Мозг и душа” (СПб., 1900), — во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм”. Важное место в философском творчестве Челпанова заняло его “Введение в философию” (Киев, 1905) с ярко выраженным гносеологизмом в установлении границ и пределов познания, т. к. оно, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Для успешного функционирования познавательной деятельности необходимо заранее определить, “что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда”. Соч.: О современных философских направлениях. К., 1902; Учебник логики. К.—Одесса, 1906; Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908—1909 гг. М., 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.—Л-, 1926; Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы? М.—Л., 1928. Лит.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891—1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916; Ждан А. Н. Г. И. Челпанов.— “Вестник МГУ”. Серия 14. Психология, 1994, № 2; Умрихин В. В. “Идеогенез” и “сопиогенез” науки в творчестве Г. И. Челпанова.— “Вопросы психологии”, 1994, № 1. А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|