Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ТОРНДАЙК



ТОРНДАЙК


ТОРНДАЙК
(Thorndike)
Эдуард Ли (род. 31 авг. 1874, Уильямсбург, Массачусетс – ум. 1949) – амер. психолог и философ; с 1904 по 1940 – профессор педагогического колледжа Колумбийского унта; прагматист. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное); сформулировал закон «проб и ошибок». Написал ряд работ, в т. ч.: «Animal intelligence», 1911; «The psychology of learning», 1914; «The Measurement of intelligence», 1926; «Fundament of learning», 1932; «Human nature and social order», 1940.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТОРНДАЙК
(Thorndike), Эдуард Ли (31 авг. 1874 – 9 авг. 1949) – амер. психолог, работавший гл. обр. в области сравнит, психологии и проблем обучения. Проф. Колумбийского ун-та (с 1904). Т. разработал методику изучения поведения животных при помощи "проблемных клеток", т.е. клеток с секретом, механизм к-рого должно "открыть" само животное. Эта методика заложила основы новой схемы эксперимента: создание проблемной ситуации – регистрация движений. На основе своих опытов Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, т.е. не наступает характерное для человека внезапное понимание, выражающееся в принятии решения на основе единств. пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. для объяснения пути такого приспособления сформулировал закон "проб и ошибок": пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения.
Впоследствии этот закон был перенесен на человека (опыты Руггера). Работы Т. в сравнит. психологии способствовали разрушению традиции антропоморфич. истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По сути дела Т. (без введения самих терминов) сконструировал осн. схему анализа поведения, характерную для бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Т. за неполностью преодоленный субъективный подход. В совр. психологии (в т.ч. в сов. психологии, а также в работах Пиаже, Холла, Толмена и др.) показано, что закон проб и ошибок не выражает характерной для поведения направленности каждой пробы, ее включенности в определ. психич. структуру; в сущности, этот закон применим лишь к узкой сфере искусственно построенных ситуаций. Концепция Т. подвергалась критике также за ее механицизм.
Свои методы Т. применил для исследования обучаемости детей. Его осн. работа в этой области "Педагогическая психология" ("Educational psychology", ?. ?., 1903) оказала большое влияние на исследования обучения в США, в т.ч. и на совр. амер. концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биологич. позиций; центральным здесь был для него "закон эффекта" – зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.
Соч.: Animal intelligence, ?.?., 1911; Human nature and the social order, N. Y., 1940; в рус. пер. – Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М.. 1929; Психология арифметики, М.–Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.
Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960, с. 397–481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N. Y., [1950].
H. Алексеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1174
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Интеллект животных (animal intelligence)
  • Интеллект человека (human intelligence)
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • Концепция суицидального поведения
  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
  • Метод Проб И Ошибок
  • Научение путем проб и ошибок
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК
  • ПОВЕДЕНИЯ ОЖИДАНИЕ
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • Психология и закон (psychology and the law)
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I)
  • Результаты обучения (II) (learning outcomes, II)
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)
  • метод проб и ошибок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь