Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
СОРЕЛЬСОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (род. 2 нояб. 1847 – ум. 30 авг. 1922) – франц. философ-эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную культуру. Затем выступил с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы в истории; революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Осн. произв.: «Les illusions du progres», 1908; «Reflexions sur la violence», 1908; «La decomposition du Marxismen, 1908. Философский энциклопедический словарь. 2010. СОРЕЛЬ (Sorel), Жорж (2 нояб. 1847 – 30 авг. 1922) – франц. социолог и философ, теоретик анархо-синдикализма. Св. 20 лет работал инженером путей сообщения; с 1892 занялся лит. и общественно-политич. деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журн. "Le devenir social", a с 1899 активно сотрудничал в междунар. социалистич. журн. "Le mouvement socialiste". Филос. и социологич. взгляды С. эклектичны, сложились под влиянием Лабриолы, Тэна, Ренана, Ницше, Э. Гартмана и особенно Бергсона и Прудона. С. пытался "синтезировать" марксизм со взглядами Прудона и Бергсона. Ленин критически оценивал мировоззрение С., назвав его "известным путаником" (см. Соч., т. 14, с. 279). Вначале С. считал себя представителем "новой школы" марксизма, в дальнейшем он выступил против марксизма, противопоставив науч. социализму волюнтаристич. концепцию "революц." анархо-синдикализма, принципы к-рого изложил в кн. "Размышления о насилии" ("Reflexions sur la violence", P., 1906, рус. пер., M., 1907). С. отрицал необходимость пролет. партии, диктатуры пролетариата и выступал против участия рабочего класса в политич. борьбе (см. "Социальные очерки совр. экономии", М., 1908, с. 303). Революция, по С., – волевой иррациональный стихийный взрыв, порыв народа, а революц. принципы – мифы, аналогичные мифам религии. Единств. носителем социалистич. идей С. считал профсоюзы (синдикаты). Религию он считал одной из существ. форм жизни и человеч. деятельности, очагом "героизма" и "нравств. аскетизма". Политич. убеждения С. непоследовательны и противоречивы. От "революционного" синдикализма он перед 1-й мировой войной пришел к соглашению с националистич. кругами роялистской орг-ции "Action francaise". Муссолини называл С. своим "духовным отцом". Однако в эти же годы С. остро критиковал парламентский кретинизм франц. и нем. с.-д.-тии, правильно оценил историч. значение революции в России, призывал к помощи Сов. России, отметил революц. тенденции в итал. рабочем движении. С. не оказал заметного влияния на рабочее движение во Франции, но его идеи получили значит. распространение в Италии, Испании, Лат. Америке. Соч.: Le proces de Socrate, P., 1889; L'Avenir socialiste des syndicats, P., 1898; La ruine du monde antique, P., [1902]; La decomposition du Marxisme, P., 1908; Les illusions du progres, [P.], 1908; La revolution dreyfusienne, P., 1909; Materiaux d'une theorie du proletariat, P., 1919; De l'utilite du pragmatisme, P., 1921; Introduction a l'economie moderne, P., 1922; D'Aristote a Marx (L'ancienne et la nouvelle metaphysique), P., 1935; Lettres a Paul Delesalle. 1914–1921, P., 1947; Lettere a un amico d'Italia, Bologna, 1963; в рус. пер. – Введение в изучение совр. хозяйства, М., 1908; Э. Ренан. Критич. этюд, СПБ, [б. г.]; Эволюция социализма, в сб.: Социальное движение в совр. Франции, [М.], 1908. Лит.: Лабриола ?., Историч. материализм и философия. (Письма к Сорелю), пер. с франц., СПБ, 1900; Rossignol F., La pensee de G. Sorel, P., 1948; Gоreily G., Le pluralisme dramatique de G. Sorel, P., 1962. T. Сахарова. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. СОРЕЛЬ СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (2 ноября 1847, Шербур — 30 августа 1922, Булонь) — французский философ, теоретик анархо-синдикализма. С 1892 стал заниматься общественно-политической деятельностью, совместно с П. Лафаргом основал журнал “Le devenir social”, с 1899 сотрудничал в журнале “Le mouvement socialiste”. В начале своей теоретической деятельности считая себя марксистом “новой школы”, испытал влияние А. Бергсона, П. Ж. Прудона, выступал с резкой критикой теории и политики 2-го Интернационала. Философия Сореля — попытка соединения идей Бергсона с идеями социализма, обоснование теории активности, деятельности. Сорель разграничивал действие и познание, считая разум, как и все в мире, относительным, а действие абсолютным, поскольку действие есть проявление иррациональной воли, противостоящей бездеятельному интеллекту. Наиболее известной работой Сореля является “Размышление о насилии” (Reflexions sur la violence. P., 1906; рус. пер. M., 1907), в которой подчеркивалась необходимость социальной катастрофы и насилия. При этом насилие трактовалось не как принуждение, которое свойственно неприемлемым для Сореля власти, государству, политике. Он отвергал любое участие в политике, ибо оно наносит вред социализму Основная задача пролетариата — предельно обострить противоречия в обществе. Нужны не реформы, а тактика “прямыхдействий”, мгновенный взрыв угнетенной массы. Насилие, коль оно не связано с государством, политикой, является положительным явлением, ибо ведет к разрушению старого. Переход к социализму — катастрофа, в которой обнаруживается волевой порыв масс, высвобождение их творческой энергии. Люди должны объединиться, ибо борьба против жизни, представляющей собой одни страдания, в одиночку бессмысленна. Силой, способствующей объединению людей, направляющей их в сторону действия, является миф. Насилие у Сореля — тоже миф, мобилизующий массы к действиям. В противовес теоретикам 2-го Интернационала Сорель провозглашал этику неприспособления. Социализм предстает как моральная проблема, в основе которой лежит пафос отрицания. Главное — революционизировать сознание рабочих. По мере развития социалистической этики в сознании масс происходит каждодневное осуществление социализма. В конце жизни Сорель увлекся ненадолго идеями национализма, от которых потом отказался. Его воспевание насилия, социальной катастрофы, презрение к демократии были впоследствии использованы идеологами крайнего радикализма, как правого, так и левого толка. Соч.: Социальные очерки современной экономики. М., 1908; La ruine du monde antique. P., 1902; La decomposition du Marxisme. P., 1908; Les illusions du progres. P., 1908; D'Aristote a Marx (L'ancienne et la nouvelle metaphysique). P., 1935. M. A. Хевеши Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|