|
НЕЛЬСОННЕЛЬСОН (Nelson) Леонард (род. 11 июля 1882, Берлин – ум. 29 окт. 1927, Гёттинген) – нем. философ; профессор Гёттингенского ун-та с 1919, глава неофрисландской школы, пытавшийся дать психологическое истолкование учению Канта. Вопрос об объективной действительности познания не может быть разрешен никакой теорией познания. Существуют знания, которые не представляют собой суждений, таковы, напр., чувственные восприятия. Они являются непосредственными знаниями, осознаваемыми с помощью рефлексии. Этический постулат Нельсона гласит: «Никогда не поступай так, чтобы ты не был в состоянии согласиться с твоим образом действий, когда интересы того, с кем ты имеешь дело, были бы также и твоими». Для учения о праве априорный принцип может быть найден только посредством собственного размышления. Осн. произв.: «Die Unmцglichkeit der Erkenntnistheorie», 1911; «Ьber die Grundlagen der Ethik», Bd. 1; «Kritik der praktischen Vernunft», 1917; «System der philosophischen Rechtslehre», 1920. Философский энциклопедический словарь. 2010. НЕЛЬСОН (Nelson), Леонард (11 июля 1882 – 29 окт. 1927) – нем. философ, психолог; глава т.н. психологического течения в неокантианстве, последователь Фриза; профессор университета в Гёттингене. Н. пытался доказать невозможность общей теории познания, поскольку обосновывать познание познанием же невозможно (regressus in infinitum), a любая др. предпосылка познания, естественно, не может служить его логич. обоснованием, ибо должно быть доказано, что эта предпосылка истинна. Следовательно, теоретич. путь решения вопроса о действительности нашего познания, т.е. "...положительное обоснование познания – вещь невозможная" (см. Л. Нельсон, Невозможность теории познания, в сб. "Новые идеи в философии", вып. 5, СПБ, 1913, с. 77). Намеченную проблему Н. решает при помощи понятия такого знания, к-рое не требует обоснования, т.е. при помощи непосредств. знания – восприятия. Это знание, выступающее, по Н., предпосылкой познания, является фактом реальности духовной жизни индивида, т.е. психологич. феноменом. Поскольку оно существует, познание не есть проблема, а есть факт. Проблемой здесь является возможность заблуждения, к-рое, согласно Н., возникает в процессе воспроизведения непосредств. знания – в суждении. Суждения восприятия не доказываются логически – они могут быть только демонстрируемы. Средством осознания непосредств. знания является психологич. рефлексия, поэтому путь к решению проблем, поставленных Юмом и Кантом, – это, по Н., путь психологич. критики разума и психологич. теории разума. Ограниченность т. зр., утверждающей, что "высшим способом познания является непосредственное знание как факт сознания", отмечал еще Гегель, критикуя Фриза; такого рода позицию Гегель характеризовал как "субъективность произвола" (см. Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 484–85). Психологич. критика возможности теории познания явилась основанием для построения Н. этич. учения. Поскольку невозможно теоретико-познават. обоснование этики, ибо вопрос об объективности критерия этич. знания неразрешим, Н. проводит т. зр., согласно к-рой этику можно построить лишь путем дедукции – она должна раскрыть непосредственность этич. знания. Предметом этики являются нравств. действия и их мотивы. Подлинно совершенное действие, по Н., так же как и по Канту, – это действие, следующее велению долга. Подчеркивая равноценность каждой личности, Н. отстаивал позиции "либерального социализма", лишенного, по его мнению, "крайностей" как либерализма, так и коммунизма. В учении о праве Н. различал формальное право, абстрагирующееся от содержания, и материальное право, исходящее из содержания и базирующееся на правовом законе; область права – это область, где индивиды взаимно ограничивают свою свободу. Концепция Н. оказала большое влияние на теоретиков социал-реформизма (Оппенгеймера и др.); критика Н. рационалистич. доказательства возможности теории познания была во многом воспринята и продолжена экзистенциализмом (Хейдеггер и др.). Соч.: Die kritische Methode und das Verhaltnis der Psychologie zur Philosophie, "Abhandlungen der Friesschen Schule", 1904, H. 1, S. 1–88; Uber die nichteuklidische Geometrie und den Ursprung der mathematischen Gewissheit, там же, 1905, Bd 2; Ist metaphysikfreie Naturwissenschaft moglich?, там же, 1908, S. 241–99; Uber das sogen. Erkenntnisproblem, Gott., 1908; Die Unmoglichkeit der Erkenntnistheorie, Gott., 1911; Die Theorie des wahren Interesses..., Gott., 1913; Ethische Methodenlehre, Lpz., 1915; Vorlesungen uber die Grundlagen der Ethik, Bd 1, Lpz., 1917; Die Rechtswissenschaft ohne Recht, Lpz., 1917; Die neue Reformation, Bd 1–2, Lpz., 1918; Offentliches Leben, Lpz., 1918; Demokratie und Fuhrerschaft, Lpz., 1920; System der philosophischen Rechtslehre, Lpz., 1920. Лит.: Ирибаджаков Н., Совр. критики марксизма, М., 1962; Falkenfeld H., L. Nelson, "Kantstudien", 1928, Bd 33, S. 247–55; Hermann G., Rauschenplat H., Verzeichnis der Schriften L. Nelsons, Gott., 1929; Kronfeld ?., Zum Gedachtnis L. Nelsons, "Abhandlungen der Friesschen Schule", 1930, Bd 5; L. Nelson. Ein Bild seines Lebens und Wirkens, P., 1938; Nelson L. zum Gedachtnis. Hrsg. M. Specht und W. Eichler, Gott., 1953. А. Огурцов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. НЕЛЬСОН НЕЛЬСОН (Nelson) Леонард (11 июля 1882, Берлин29 октября 1927, Гёттинген) — немецкий философ, глава неофризовской школы неокантианства. Изучал математику и философию в Берлине, с 1909 — приват-доцент, с 1919 — профессор философии в Гёттингенском университете. Он защитил диссертацию о Я. Ф. Фризе, с несколькими друзьями основал “Общество Фриза”, цепью которого было методическое развитие критической философии. Часто взгляды Нельсона характеризуют как психологизм, между тем он стремился отделить задачу “критики разума” от двух ее неверных интерпретаций — трансценденталистской и натуралистически-психологической. Он разделял идею философии как строгой науки, но считал, что философия не является неким царством “вечных” проблем. Философия должна, подобно науке, ставить и критически разрешать свои проблемы, добывая позитивное знание, Одним из главных критериев научности для него была системность знания. Он полагал, что определенные области знания могут приобрести законченную рациональную форму, образцом чего считал гильбертовскую аксиоматику геометрии. Психологизм Фриза он истолковывал в смысле особого “критического метода”, с помощью которого в процессе самонаблюдения устанавливается наличие принципов a priori. Большое значение он придавал методологии научного познания. С его точки зрения, обычному прогрессивному развитию научной теории (движению от оснований к следствиям) должны предшествовать регрессивные процедуры, устанавливающие достоверные основы знания. Догматическая теория знания строится на доказательствах, она исходит из гипотез. Критическая же теория исходит из фактов, ищет и указывает предпосылки их связи. В духе так понимаемого критического метода он написал также обширный трактат по этике и работы по философии права и образования. Концепция Нельсона отличалась от взглядов представителей двух основных школ неокантианства. Она находила понимание у главы гёттингенской математической школы Д. Гильберта и некоторых его учеников, она повлияла на философию религии Р. Отто, а также на критический рационализм К. Поппера, который называл Нельсона “выдающейся личностью”. Соч.: Die kritische Metode und das Verhaltnis der Psychologie zur Philosophie, Abhandlungen der Friesschen Schule, 1904, N l; Vorlesungen uber die Grundladen der Ethik, 3 Bde. Lpz., 1917-1932; Die neue Reformation, Bd. 1—2. Lpz., 1918; System der philosophischen Ethik und Padagogik. Lpz., 1932. Лит.: SelcliowB. L. Nelson. Lpz., 1938. В. П. Филатов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|