ЛАБРИОЛА


ЛАБРИОЛА
        (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итал. философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистич. движения. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербарти-анства (см. Гербарт) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итал. и междунар. рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в её деятельности.
        В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историч. материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историч. развитии; классов и классовой борьбы; роли нар. масс и личности в истории; закономерностей развития бурж. общества; государства; революции и др. Гл. задачу материалистич. понимания истории Л. усматривал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутанного лабиринта ненауч. филос.-историч. концепций и показать истинные движущие силы обществ. развития. Осн. положения историч. материализма Л. рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с критикой бурж. теорий и мелкобурж. течений в социализме. Значит. внимание Л. уделял политич. проблемам, вопросам тактики и организац. принципам пролет. партии, развивал мысль о необходимости связи социалистич. движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Л. не были свободны от некоторых серьёзных противоречий и ошибок: недооценки учения о диктатуре пролетариата, значения вопроса о взаимоотношении пролет. партии с рабочим классом и его союзниками, ошибочного понимания нац. вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).
        Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итал. марксистской мысли.
        Opere complete, t. 1—3, Mil., 1959—61; Lettere a Engels, Roma, 1949; Scritti filosofici e politic!, v. 1 — 2, Torino, 1973; в рус. пер.— К «кризису марксизма», К.,.1900; О социализме, СПБ, 1906; Очерки материалистич. понимания истории, М., I960.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 312—13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161; Ленин В. И., ЯСС, т. 2, с. 500; т. 55, с. 59—60; Плеханов Г. В., О материалистич. понимании истории, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958; Тольятти П., Развитие и кризис итал. мысли в XIX в., «ВФ», 1955, № 5; H и к и т и ч Л. А., Л., М., 1980; Berti G., Peruno studio della vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЛАБРИОЛА
(Labriola)
Антонио (род. 2 июля 1843, Кассино – ум. 2 февр. 1904, Рим) – итал. социолог и философ, с 1874 – профессор. От классической филологии через Гегеля и Гербарта пришел к историческому материализму и стал одним из вождей итал. социал-демократии; «философию идей» хотел заменить «философией вещей», т.е. историю и развитие идей представить как историю и развитие материального производства. Его «материалистическое понимание истории» оказало большое влияние на формирование взглядов А. Грамши и П. Тольятти. Избр. из его соч. «Scritti vari di filosofia e politica» изданы Б. Кроче в 1906.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛАБРИОЛА
(Labriola), Антонио (2 июля 1843 – 2 февр. 1904) – итал. философ, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистич. движения. Род. в Кассино. Окончил ун-т в Неаполе. Испытал сильное влияние философа-гегельянца Спавенты. В 1862 написал дисс. "Защита гегелевской диалектики..." ("Difesa della dialettica di Hegel..."). С 1871 – доцент ун-та в Неаполе, с 1874 – проф. педагогики и морали в Римском ун-те. В это время Л. разделял филос. взгляды левых гегельянцев (см. Гегельянство), а также Гербарта. В 1889–90 Л. переходит на позиции науч. социализма. Принимая активное участие в итал. и междунар. рабочем движении, боролся с оппортунизмом и ревизионизмом. С марта 1890 вел оживленную переписку с Энгельсом.
В своих осн. марксистских филос. трудах – "В память о Манифесте Коммунистич. партии" ("In memoria del manifesto dei comunisti", 1895, рус. пер. 1922), "Об историч. материализме" ("Del materialismo storico: delucidazione preliminari", 1896) (обе эти книги впоследствии вошли в кн.: "Очерки материалистич. понимания истории" – "Saggi intorno alla concezione materialistica della storia", v. 1–4, 1895–1925, нов. рус. пер. 1960), "Историч. материализм и философия (Письма к Сорелю)" ("Discorrendo di socialisme e di filosofia", 1898, 3 ed., 1939, рус. пер. 1900; 1922) – Л. развивал мысль о неразрывной связи социалистич. движения с марксистской теорией, подчеркивал всемирно-историч. значение марксистского материалистич. понимания истории и противопоставлял его позитивистским взглядам на обществ. развитие. Л. считал, что овладение историч. материализмом невозможно без овладения диалектич. методом. Осн. положения историч. материализма Л. рассматривал в тесной связи с генезисом марксистской теории, историей развития классовой борьбы и с глубокой критикой мелкобурж. течений в социализме. Анализируя различные концепции философии истории, Л. дал развернутую критику "теории географич. среды" и "теории факторов", показал качеств. различие идей утопич. и науч. социализма, раскрыв в то же время их связь. Он изложил учение Маркса о классах, классовой борьбе и гос-ве, дал критику гегелевской теории гос-ва и права. Разоблачая механистич. концепцию экономического материализма, Л. противопоставлял ей глубокий анализ сложных и многосторонних связей между "производит. силами", "орудиями", "экономич. структурой общества" и определяемыми ими классами, формами права и морали, а также этикой, наукой, иск-вом, философией.
Изложение теории историч. материализма Л. завершал док-вом неизбежности гибели капитализма, происходящей в результате социалистич. революции.
Являясь ценным вкладом в марксистскую теоретич. лит-ру, произведения Л. не были свободны от ошибок. Относя победу социалистич. революции к отдаленному будущему, Л. не придал должного значения учению о диктатуре пролетариата. Не оценил он и значения вопроса об отношении партии пролетариата к классу пролетариев и союзникам пролетариата, иногда проявляя непонимание руководящей роли партии в борьбе за социализм. Л. допускал ошибки и по нац. вопросу, придерживаясь деления наций на "активные" и "пассивные". Неправильное положение Л. о том, что духовное развитие народов усложняется их расовыми свойствами, Г. В. Плеханов назвал разновидностью "... теории, по которой весь ход истории объясняется свойствами человеческой природы. Материалистическое понимание истории совершенно несовместимо с этой теорией" (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 253). Л. не понял до конца сущности марксистского диалектич. метода (за что его критиковал Энгельс), сводя иногда значение диалектики к сумме критических приемов, в равной степени применяемых как идеализмом, так и материализмом (см. А. Labriola, Lettere a Engels, Roma, 1949, p. 149), и допуская суждения в духе неокантианского агностицизма (см. "К вопросу о материалистич. взгляде на историю", СПБ, 1898, с. 26). Несмотря на эти недостатки, труды Л. оказали большое влияние на формирование марксистского мировоззрения итал. рабочих и трудовой интеллигенции. Его воздействие испытали Грамши (см. "Il materialismo storico e la filosofia di Benedetto Croce", [Torino ], 1949, p. 79–81) и Тольятти (см. ст. "Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в.", в журн.: "Вопр. философии", 1955, No 5, с. 57–70, представляющую собой часть его статьи "К правильному пониманию воззрений Антонио Лабриолы" – "Per una giusta comprensione del pensiero di Antonio Labriola", в журн.: "Rinascita", 1954, No 7, p. 483–91), к-рые при помощи трудов Л. преодолевали испытанное ими в студенч. годы влияние гегелевской и позитивистской философии. В совр. условиях КПИ пропагандирует наследие Л. и дает отпор попыткам ревизионистов опереться на его наследие (см. Материалы VIII съезда итал. компартии, ?., 1957, с. 106–10).
Соч.: Opere complete, t. 1–3, Mil., 1959–61; Socrate, nuova ed., Bari, 1909; Morale e religione, Napoli, 1873; Della liberta morale, Napoli, 1873; Del concetto della liberta. Studio psycologico, Roma, 1878; Del socialismo: conferenza, Roma, 1889; Scritti vari di filosofia e politica, Bari, 1906; Democrazia e socialismo in Italia, Mil., 1954; в рус. пер. – К "кризису марксизма", К., 1906; О социализме, СПБ, 1906; Очерки материалистич. понимания истории, М., 1960 (предисловие З. Мелещенко).
Лит.: Энгельс Ф., [Письмо ] Ф. А. Зорге, 30 дек. 1893 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, [Л. ], 1948, с. 276–7; его же, [Письмо ] Антонио Лабриоле в Рим, 30 марта 1890 г., там же, т. 28, [Л. ], 1940, с. 192; его же, [Письмо ] Карлу Каутскому в Штуттгарт, 3 дек. 1891 г., там же, с. 393; Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 2, с. 500; его же, Письма к родным. 1894–1919, [Л. ], 1934, с. 73; Плеханов Г. В., О материалистич. понимании истории, Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956; История философии, т. 3, М., 1959, с. 543–52 (и др. по указат.); Diambrini Palazzi S., Il pensiero filosofico di A. L., Bologna, 1923; Dal Pane L., Antonio Labriola: la vita e il pensiero, Roma, 1935; его же, Profilo di A. L., Mil., 1948; Giudizi su A. L. dei classici del marxismo, "Rinascita", 1954, No 3, с 183–84; Berti G., Per uno studio della vita e del pensiero di A. L., Roma, 1954; eго же, Bertrando Spaventa, A. Labriola e l'hegelismo napoletano, Roma, 1954; Actis ?erinetti L., A. L. e il marxismo in Italia, Torino, 1958.
З. Мелещенко. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛАБРИОЛА
    ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2 июля 1843, Кассино — 2 февраля 1904, Рим) — итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Познакомившись с трудами К. Маркса, к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. Гербарт} перешел на позиции марксизма. С 1890 вел оживленную переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в ее деятельности.
    В своих работах Лабриола рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии; классов и классовой борьбы; роли народных масс и личности в истории; закономерностей развития буржуазного общества; государства; революции и др. Основные положения исторического материализма он рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы. Значительное внимание Лабриола уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией.
    Идейное наследие Лабриолы послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли.
    Соч.: Opere complete, t. 1—3. Mil., 1959—61; Lettere a Engels. Roma, 1949; Scritti filosofici e politic!, v. l—2. Torino, 1973; в рус. пер.: К “кризису марксизма”. К., 1906; О социализме. СПб, 1906; Очерки материалистического понимания истории. М., I960.
    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 312—13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161; Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 500; т. 55, с. 59-60; Плеханов Г. В. О материалистическом понимании истории. — Избр. филос. произв., т. 2. M., 1956; Тольятти П. Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в. - “ВФ”, 1955, № 5; Никитич Л. А. Лабриола. М, 1980; Berti G. Per uno studio della vita e del pensiero di A. Labriola. Roma, 1954.
    А. С. Эфиров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1075
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории”
  • “ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • Гендерный подход в истории
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИРОНИЯ ИСТОРИИ
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Идея истории
  • КОНЕЦ ИСТОРИИ
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ
  • СМЫСЛ ИСТОРИИ
  • Теория о влиянии выдающейся личности на ход истории
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • Феминистская критика истории
  • книга истории
  • философия истории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь