|
ГАНГЕША УПАДХЬЯЯГАНГЕША УПАДХЬЯЯ (санскр. Gangesa Upadhyaya) -основатель школы навья-ньяя (новая ньяя), в которой правомерно видеть вершину достижений всей инд. логики. ГУ., творивший в 16 в., род. близ Дарбханги — столицы североиндийского гос-ва Митхилы (совр. Тирхут), и это, пожалуй, все, чем мы располагаем достоверным из его биографии. Основное соч. — «Таттвачинтамани» («Драгоценность истины») — трактат в четырех разделах (кхан-ды). Каждый из них посвящен одному из четырех признаваемых в ньяе источников знания (даже после «революции» Бхасарваджни — 10 в.) — восприятию (пра-тьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией; умозаключению (анума-на) — дедукция в силлогистической и др. формах логического следования; сравнению (упамана) и словесному свидетельству (шабда). Особое значение имеет второй раздел, где за общими положениями относительно логического выведения следует теория вьяпти (букв. — заполнение, проникновение) — самого механизма выведения, основных логических проблем най-яиков и их оппонентов: на каком основании мы можем констатировать, что наличие на холме дыма (классический пример инд. силлогизма), «обеспечивает» наличие там и огня. ГУ. последовательно опровергает 21 дефиницию вьяпти, предлагая собственную. Предыдущие определения вьяпти базировались, по ГУ., на ее отождествлении с «неотклонением» (авьябхичара) и оперировали терминами «обоснование» (садхана) и «обосновываемое» (садхья), гарантировавшими без корректного определения вьяпти логический круг. Выведение ГУ. осмысляет в рамках общих моделей причинности как результат «взаимодействия» инструментальной причины выводного знания — «дым, «прони-каемый» огнем» (аналогичной причиной горшка будет гончарный круг), и оперативной: «Вот гора, обладающая дымом, «проникаемым» огнем» (в случае с горшком таковой будет контакт круга с глиной). Конечное определение вьяпти у ГУ: «проникновение» есть общность места, солокальность двух терминов умозаключения (саманадхикарана). ГУ. разрабатывал иерархию уровней абстракции, основанную на последовательном реализме (в средневековом смысле) ньяи, суть которой в том, что мы не только признаем общие свойства предметов, но и воспринимаем их эмпирически. В результате этого от предмета (огонь) абстрагировалась родовая характеристика (свойство огнен-ности), которая далее субстантивировалась (огнен-ность как сущность) в вещь, могущую иметь собственные свойства и вступать в отношения с др. вещами (напр., в отношение взаимопротивоположности). В том же классическом примере общее суждение: «Везде, где есть дым, есть огонь» — преобразуется вначале в эквивалентное отрицательное суждение: «Никакой случай дыма не встречается в месте, которое не есть место огня», а затем в суждение: «В дыме имеется родовое отсутствие того присутствия, которое описывается местом отсутствия огня, которое, в свою очередь, описывается как то, противоположность чему ограничено огненностью и контактом». В «Таттвачинтамани» исследуются и онтологические проблемы, напр. доказательства бытия Бога, а также проблема «освобождения». ГУ. написал и др. сочинения, из которых известны «Лакшанаманджари» («Гирлянда определений») и «Лакшанататтва» («Истина определений»). Критическое и систематическое исследование вьяпти означало новую ступень в истории инд. логики, т.к. предшествовавшая ньяя осмысляла механизм логического следования преимущественно эмпирически, индуктивно. Среди др. важнейших достижений ГУ. — новый уровень работы с абстракциями, переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не искусственного) языка. В свою очередь, логики и индологи предпринимали попытки символизации и формализации логики самой новой ньяи — в их числе С. Сен, Д. Инголлс, М. Бохеньский, Ф. Сталь, К. Гоекоп и др. Половину сочинений последующей новой ньяи (а эта традиция, вполне эзотерическая как сообщество носителей совершенно особого филос. языка, включала не менее 50 философов вместе с самим ГУ.) составляли комментарии к основному труду ГУ: полностью его комментировал (полемизируя с ним) др. видный теоретик новой ньяи Рагхунатха Широмани (15— 16 вв.), частично — др. философы, составившие и субкомментарии к «Таттвачинтамани» — Джагадиша и Га-дадхара (17 в.). Концепции ГУ. были творчески переосмыслены Матхуранатхой (17 в.) — крупнейшим после него представителем этой школы, которая развивается и по настоящее время. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ инд. философ 12 в., последователь школы ньяя. Его работы составили новый этап в развитии ньяя, т.н. навьяньяя. В своей гл. работе "Размышление об истине" ("Таттва-чинтамани") Г. У. осн. внимание уделял разработке вопросов логики, с помощью к-рой он, в противовес объективному идеализму веданты и субъективно-идеалистич. школам буддизма, доказывал реальность существования вещей и их независимость от сознания человека. Вместе с тем изложение вопросов логики у Г. У. дано в туманной религ. форме. Эта особенность учения Г. У. была усилена его последователями, вследствие чего логика ньяи превратилась в схоластику. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 194; History of philosophy Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan and others, v. l, L., 1962, p. 232. H. Аникеев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|