|
НАВЬЯ-НЬЯЯНАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр.— новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, — в противоположность старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся преимуществ. интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики. Основоположник Н.н.— Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в котором впервые появляется само назв. Н.-н. Другие представители 15—16 вв.: Пакшадхара, Рагхунатха Широмани, автор комм. к труду Гангеши; один из наиболее плодовитых авторов Н.-н. Матхуранатха Таркавагиша (17в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии. Н.-н. разработала формальную логику исключительно абстрактного типа. Приверженцы Н.-н., не ограничиваясь лингвистич. анализом, вторгаются в область отношений между самими вещами. В духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очертаниями или цельными образами индивидуальной картины». Не останавливаясь на формальной правильности процесса доказательства, Н.-я. квалифицирует результат как ложный, если на одной из предыдущих стадий доказательства появляется ложное «знание». Н.-н. независимо пришла к результатам, которые были достигнуты в аристотелевской логике, а в некоторых случаях опередила её и даже математич. логику (напр., в концепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов по Н.-н. находились на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения логики с естеств. языком. Вместе с тем логики этой школы не знали приёмов использования логич. символов и часто вынуждены были оперировать слишком громоздкой системой категорий и сложнейшими логич. конструкциями. Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и эпистемологии. Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Инголлс Д. Г. X., Введение в инд. логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnatha's Tattvacinta-mani-rahasya, Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the Tattva-cintamani, Dordrecht, 1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l a l D. K., The NavyaNyaya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative statements in Navya-Nyaya philosophy, Camb. (Mass.), 1968. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. НАВЬЯ-НЬЯЯ НАВЬЯ-НЬЯЯ (сакскр. navya-nyaya) — школа логики, сформировавшаяся в Индии в 13 в. в рамках религиозно-философского направления ньяя и просуществовавшая до второй половины 17 в. Основоположник школы — Гангеша. Основным текстом навья-найяиков, на который они писали комментарии, была “Таттва-чинтамани” Гангеши, который называл свое учение “новой” ньяей, в отличие от “старой” традиции, идущей от “Ньяя-сутр” Гаутамы-Акшапады. В “Таттва-чинтамани” рассматриваются проблемы эпистемологии (в основу структуры текста легли четыре источника достоверного знания, принимавшиеся в ньяе,— восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета) и философии грамматики. Созданные Гангешей новые методы логического анализа рассуждений в дальнейшем были усовершенствованы Рагхунатхой Широмани (ок. 1475—1550). К школе принадлежали также Джаядева (Мишра) Пакшадхара (1425—1550), МатхуранатхаТаркавагиша (ок. 1600—75), Джагадиша (16 в.), Лаугакша Бхаскара (ок. 1590) и Аннамбхатта (17 в.), внесшие вклад ”уточнение терминологии и формализацию логики. Гангеша в “Татгва-чинтамани” после критического рассмотрения отверг 21 известное определение вьяяти (“отношения проникновения” терминов умозаключения) и предложил собственные четыре. В школе развивались концепции и других видов логических отношений, в частности отношения контакта (самйога), присущности обладания (самавая) и видового отношения (сварупа-самбандха) — два последние напоминают отношение класса и его элемента в математической логике и предицирование у Аристотеля. Разделом теории отношений навья-найяиков является концепция “парьяпти-самбандха” — отношения, посредством которого число пребывает в целых объектах, а не в частях целого. Эта концепция напоминает представления западной логики о числе как классе классов. Навья-найяики обсуждали и развивали также концепции отсутствия (абхава), спецификаторов-определителей, абстрактных свойств, попарных “обнаруживателей” — “обнаруживаемых” и ограничителей, предложили детализированную теорию определений. Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать в рассуждении эти термины, позволили логикам навья-ньяи раньше, чем в аристотелевской логике, поставить и решить некоторые проблемы, в частности они понимали истинностно-функциональный характер логических связок “и” и “или” и использовали (хотя и не формулировали его явно) закон де Моргана. В 17 в. навья-найлики отходят от проблем эпистемолсгии и грамматики, сосредоточиваясь на формально-логических проблемЕК. Лит.: ИнголлсД. Г. X. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. М., 1974. ff. А. Канаееа Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|