НЬЯЯ-СУТРА


НЬЯЯ-СУТРА
(санскр. Nyayasutram) — базовый текст филос. системы ньяя, составленный в 3—4 вв., хотя многие сутры добавлялись и позднее. Составитель «Н.-с.» опирался на предшествовавшие учебные пособия найяиков по теории аргументации, а также на тексты, в которых излагались общие положения ньяи и вайшешики по онтологии и натурфилософии. Каждый из пяти разделов «Н.-с.» содержит по две главы. Раздел I посвящен определениям и классификациям 16 нормативных диалектических топиков ньяи: источники знания, предметы знания, сомнение, цель-мотив, иллюстративный пример, доктрины, члены силлогизма, рефлексия, удостоверенность в решении дилеммы, диспут, софистическая дискуссия, эристическая дискуссия, псевдоаргументы, словесные ухищрения в дискуссии, псевдоответы и причины поражения в споре. В разделе II представлено критическое исследование сомнения и источников знания. Отвергается довод буддистов-мадхьямиков, согласно которому сами источники знания должны постигаться через другие, т.е. предполагают регресс. Они сравнимы со светильником, освещающим и внешние предметы, и самого себя. Обосновывается реальность целого помимо частей и настоящего времени помимо прошедшего и будущего. Представлена классификация священных текстов, которые делятся на прескрипции, дескрипции и «воспроизведения». Реальных источников знания четыре — восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета, другие же, предлагаемые мимансаками, включаются в них. В подробной полемике с мимансой о трактовке звука (как онтологической основы слова) составитель «Н.-с.» опровергает тезис своих оппонентов, считающих звук безначальным. Значение слова составляют не индивиды, «формы» или классы по отдельности, но все эти референции вместе. В разделе III доказывается, что Атман не сводим ни к внешним, ни к внутренним чувствам; рассматривается структура тела; обосновывается происхождение пяти чувств из материальных элементов и исследуется механизм зрительного акта. Знание не является вечным, но его локусом может быть только перманентный Атман (а не внешние чувства или ум-манас), который является также субъектом желания и неприязни. Атман не сводим к манасу, но каждому Атману соответствует «свой» манас, а тело производится кармой. В разделе IV рассматриваются дефекты сознания, а также причинность: целое производится из частей как нечто новое. Вопреки убеждениям буддистов вещи бывают не только преходящие, но и непреходящие. Анализируются «плоды» действий, страдание и «освобождение» (мокша). Страдание не природно и не безначально, но обусловлено желаниями (а потому может быть устранено), истинное познание разрушает дефекты сознания. Целое, вопреки убеждениям буддистов, не сводится к частям, ибо в определенном смысле онтологически внеположено им. Атомы «располагаются» за пределами минимальной перцептивности и являются неделимыми: допущение их делимости ведет к регрессу в бесконечность. Внешний мир, вопреки убеждениям буддийских идеалистов, существует, его феномены не являются миражами. Для достижения «освобождения» помимо познания рекомендуется психотехника и общение с приблизившимися к истине. Раздел V посвящен развернутой классификации псевдоответов и причин поражения в споре, т.е. двум последним нормативным диалектическим топикам. Нормативное истолкование «Н.-с.» — «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


Просмотров: 1053
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "НЬЯЯ-СУТРА"
  • "НЬЯЯ-СУТРА"
  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “НЬЯЯ-БХАШЬЯ”
  • “НЬЯЯ-СУТРЫ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • НЬЯЯ-БХАШЬЯ
  • Наука и социология знания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Производство знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • Фоновые Языковые Знания
  • Фоновые знания
  • Фоновые знания (в социолингвистике)
  • Формы знания и общество
  • археология знания
  • гендерные исследования знания
  • легитимация знания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь