|
НЬЯЯ-СУТРАНЬЯЯ-СУТРА (санскр. Nyayasutram) — базовый текст филос. системы ньяя, составленный в 3—4 вв., хотя многие сутры добавлялись и позднее. Составитель «Н.-с.» опирался на предшествовавшие учебные пособия найяиков по теории аргументации, а также на тексты, в которых излагались общие положения ньяи и вайшешики по онтологии и натурфилософии. Каждый из пяти разделов «Н.-с.» содержит по две главы. Раздел I посвящен определениям и классификациям 16 нормативных диалектических топиков ньяи: источники знания, предметы знания, сомнение, цель-мотив, иллюстративный пример, доктрины, члены силлогизма, рефлексия, удостоверенность в решении дилеммы, диспут, софистическая дискуссия, эристическая дискуссия, псевдоаргументы, словесные ухищрения в дискуссии, псевдоответы и причины поражения в споре. В разделе II представлено критическое исследование сомнения и источников знания. Отвергается довод буддистов-мадхьямиков, согласно которому сами источники знания должны постигаться через другие, т.е. предполагают регресс. Они сравнимы со светильником, освещающим и внешние предметы, и самого себя. Обосновывается реальность целого помимо частей и настоящего времени помимо прошедшего и будущего. Представлена классификация священных текстов, которые делятся на прескрипции, дескрипции и «воспроизведения». Реальных источников знания четыре — восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета, другие же, предлагаемые мимансаками, включаются в них. В подробной полемике с мимансой о трактовке звука (как онтологической основы слова) составитель «Н.-с.» опровергает тезис своих оппонентов, считающих звук безначальным. Значение слова составляют не индивиды, «формы» или классы по отдельности, но все эти референции вместе. В разделе III доказывается, что Атман не сводим ни к внешним, ни к внутренним чувствам; рассматривается структура тела; обосновывается происхождение пяти чувств из материальных элементов и исследуется механизм зрительного акта. Знание не является вечным, но его локусом может быть только перманентный Атман (а не внешние чувства или ум-манас), который является также субъектом желания и неприязни. Атман не сводим к манасу, но каждому Атману соответствует «свой» манас, а тело производится кармой. В разделе IV рассматриваются дефекты сознания, а также причинность: целое производится из частей как нечто новое. Вопреки убеждениям буддистов вещи бывают не только преходящие, но и непреходящие. Анализируются «плоды» действий, страдание и «освобождение» (мокша). Страдание не природно и не безначально, но обусловлено желаниями (а потому может быть устранено), истинное познание разрушает дефекты сознания. Целое, вопреки убеждениям буддистов, не сводится к частям, ибо в определенном смысле онтологически внеположено им. Атомы «располагаются» за пределами минимальной перцептивности и являются неделимыми: допущение их делимости ведет к регрессу в бесконечность. Внешний мир, вопреки убеждениям буддийских идеалистов, существует, его феномены не являются миражами. Для достижения «освобождения» помимо познания рекомендуется психотехника и общение с приблизившимися к истине. Раздел V посвящен развернутой классификации псевдоответов и причин поражения в споре, т.е. двум последним нормативным диалектическим топикам. Нормативное истолкование «Н.-с.» — «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|