|
ВИКОВИКО (?ісо) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь,— 23.1.1744, там же), итал. философ. С 1699 проф. риторики университета в Неаполе. С 1734 придворный историограф. В полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера историч. процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал историч. науку сознанном человечества о собств. деяниях. Он выдвинул теорию историч. круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократич. государство) и человеческой (демократич. республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу обществ. переворотов, борьбы между отцами семей и домочадцами — в патриархальном обществе, позднее — борьбы феодалов и простого народа. Государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Придавая решающее значение деятельности людей в осуществлении историч. процесса, сами историч. законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у совр. ему франц. просветителей, взгляд на архаич. периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хоз. жизни в их единстве и взаимодействии. Идеи В. во многом предварили философию истории Гердера и Гегеля; распространение их связано с деятельностью В. Кузена и франц. историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле). Ореге, Mil., [1959]; в рус. пер.— Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М., История философии, т. 1, М., 1957, с. 461—63; К и с-сельМ. А., Джамбаттиста В., М., 1980; Сгосе В., Biblio-grafia vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; e г о ж e, La filoso-fia di G. Vico, Bari, 1947«; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; N i с o l i n i F., Vico storico, [Napoli, 1867]· G. Vico. An international Symposium, ed. G. Tagliacozzo, Baltimore, 1969; Donzelli M., Contributo alia bibliografia vichiana (1948—1970), Napoli, 1973. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВИКО (Vico) Джамбаттиста (род. 23 июня 1668, Неаполь – ум. 23 янв. 1744, там же) – итал. философ. Основатель философии истории и психологии народов. «Он заранее предчувствовал всю этнологию и всеобщую историю права» (Я. Колер). Ввел в историческую науку компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Не принимал картезианства, симпатизировал платонизму эпохи Возрождения, испытал влияние Мальбранша и индуктивного метода Ф. Бэкона. Осн. произв.: «Principi d'una scienza nuova d'intorno alia commune natura delle naziono», 1725 (рус. пер. «Основания новой науки об общей природе наций», 1940); «De nostri temporis studiorum ratione». Философский энциклопедический словарь. 2010. ВИКО (Vico), Джамбаттиста (23 июня 1668 – 21 янв. 1744) – итал. мыслитель. Филос. и филос.-историч. учение В. изложено гл. обр. в соч. "Основания новой науки об общей природе наций" ("Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazioni...", 1725; рус. пер. А. Губера, вступ ст. M. А. Лифшица, [1940]), в "Жизни Джамбаттиста Вико, написанной им самим" ("Autobiografia", 1947, нем. пер. 1948; сокращ. опубликовано по-русски в приложении к "Основаниям новой науки..."), в трактате "О едином принципе правового миропорядка..." ("De universi juris uno principio...", 1720, нем. пер. 1854). Это учение представляет собой противоречивую объективно-идеалистич. систему, в к-рой бог и мир совпадают, а божеств. провидение является лишь наименованием реальных внутр. закономерностей действительности. Взгляды В. выражали позицию итал. буржуазии конца 17 – нач. 18 вв., с одной стороны, требовавшей развития капиталистич. отношений и социально-политич. преобразований, а с другой – склонной к союзу с католицизмом и феодализмом. Та же противоречивость сказалась и в филос. симпатиях В.: любимыми его философами были идеалист Платон и материалист Бэкон. В своей философии истории в полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, развил гл. принцип своей философии истории – идею объективного характера историч. закономерности. Он выдвинул теорию круговорота – развития всех наций по циклам, состоящим из 3 эпох, аналогичных возрастам человека – детству, юности и зрелости. Эти эпохи – божественная (безгосударственность, подчинение жрецам), героическая (аристократич. гос-во) и человеческая (демократич. республика или представительная монархия с бурж. свободами). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Из теории В., по существу, вытекало признание бурж. общества высшей точкой развития человечества, поскольку новый цикл начинается опять с примитивных форм общежития. Защищая универсальность циклич. характера развития общества, В. отстаивал идею единства закономерностей мировой истории. Историч. законы, по В., регулируют и направляют стихийную борьбу людей за ограниченные цели и идеалы, но именно эта борьба осуществляет историч. необходимость и в этой борьбе люди созидают "саму величественную историю". Характеризуя этот взгляд, Маркс писал, что "...по выражению Вико, человеческая история тем отличается от естественной истории, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 378, прим. 89). Развивая эти идеи, В. придавал большое значение борьбе социальных сил в истории общества: смена эпох осуществляется в силу обществ. переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами – в патриархальном обществе, позже – борьбы феодалов и простого народа, богатых и бедных. Само гос-во возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев – слуг. Большое внимание уделял В. изображению классовой борьбы в антич. мире, рассматривая аграрные законы этого времени как результат борьбы рабовладельч. демократии против земельной аристократии. В этих рассуждениях В. красной нитью проходит его симпатия к народу, его демократизм. Придавая, т.о., принципиальное значение деятельности людей в осуществлении историч. процесса, В. все же считал сами историч. законы провиденциальными. Историзм в понимании обществ. жизни дал возможность В. провести т.зр. историзма и в др. областях – подчеркнуть историчность языка и иск-ва, выдвинуть плодотворную идею о постоянном изменении правовых норм под влиянием обществ. борьбы. В своей философии истории В. во многом предварил обобщения Гердера и Гегеля. Признание и распространение идей В., к-рые в 18 в. не были замечены и оценены, связано с деятельностью Кузена и школы франц. историков эпохи реставрации (напр., Мишле, см. J. Michelet, Introduction a l'histoire universelle, 1831; Histoire Romaine, v. 1–2, 1831, и изложение "Оснований новой науки..." в соч. "Principes de la philosophie de l'histoire traduits de la scienza nuova de J. B. Vico...", 1827). В дальнейшем учение В. привлекло к себе внимание ряда итал. философов-идеалистов, особенно Кроче (В. Croce, La filosofia di Giambattista Vico, 7 ed., 1949), Джентиле (G. Gentile, Studi vichiani, 2 ed., 1927). Бурж. философия искажает учение В. Теоретики цикличности (Шпенглер и др.), ссылаясь на теорию круговорота В., извращают ее в направлении иррационализма. Соч.: Opere. A cura di F. Nicolini.v. 1–8, Bari,1914–41. Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.., т. 8, М., 1957; его же, [Письмо] Фердинанду Лассалю от 28 апреля 1862 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, [М.], 1936, с. 399; его же, Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378, прим. 89; Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 1, П., 1919, с. 114, 118, 121, 325; т. 5, П., 1919, с. 167, 403; Стасюлевич М., Опыт исторического обзора главных систем философии истории, СПБ, 1866; Лавров П. Л., Собр. соч., сер. 5 – Статьи по истории религий, вып. 1, П., 1917, с. 47–53; Максимовский В., Эстетические взгляды Джамбаттиста Вико, "Литературный критик", 1935, No 11; Лифшиц М., Джамбаттиста Вико, там же, 1939, No 2; Герман Л., Джамбаттиста Вико..., [Рецензия], "Под знаменем марксизма", 1940, No 12; Croce В., Bibliographia vichiana, v. 1–2, Napoli, 1947–48; Nicolini F., La giovinezza di G. В. Vico, 2 ed., Bari, 1932; Werner K., Giambattista Vico als Philosoph und gelehrter Forscher, W., 1879; Klemm O., Vico als Geschichtsphilosoph und Volkerpsycholog, Lpz., 1906; Adams H. P., The life and writings of G. Vico, L., 1935; Peters R., Der Aufbau der Weltgeschichte bei Giambattista Vico, Stuttgart – В., 1929; Chaix-Ruy J., La formation de la pensee philosophique de G. В. Vico, Gap, 1943; Caponigri A. R., Time and idea. The theory of history in Giambattista Vico, Chi., 1953; Uscatescu G., J. B. Vico y el mundo historico,..Madrid, 1956; De Mas E., Bacone e Vico, "Filosofia", Torino, 1959, fasc. 4. H. Новиков. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ВИКО ВИКО (Vico) Джамбатгиста (23 июня 1668. Неаполь23 января 1744, Неаполь) — итальянский философ. Изучал право, историю, филологию и философию. С 1697 профессор риторики в Неаполе. С 1734 историограф короля Неаполя. Во вступительных речах к курсам лекций по риторике Вико обсуждает вопрос о ценности культуры для общества. В 1708 он издает книгу “О современном методе исследования”, где противопоставляет аналитический метод Декарта методу естественных наук (роль наблюдения. фантазии, правдоподобных рассуждений и др.). Философию права Вико изложил в дилогии “О неизменности правоведения” (1720—21). В 1725 выходит книга “Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются такие новые основания естественного права народов” (Principi di una nuova d'intern alla comune natura delie nazione, 1725, рус. пер. А. Губера. M., 1940). В 1729 он издает автобиографию “Жизнь Д. Вико, написанная им самим” (Autobiografia, 1947, сокр. пер. А. Губера. М., 1940). Вико — основоположник философии истории и этнической психологии. Он испытал влияние античных философов, в частности неоплатонизма, а также Ф. Бэкона и мыслителей Возрождения. Своим противником он считает картезианство с его культом дедуктивного метода и с антиисторизмом в понимании мира. Вико анализирует первые этапы древней истории и видит ключ в их понимании в интерпретации мифов и языка. Для него мифы не аллегории, а рассказ о темных временах. В общей истории он выделяет ряд периодов—век Богов, век Героев, век Человека. Первые два века он называет эпохами поэзии. В этой связи Вико обращается к творчеству Гомера. Для того, чтобы осмыслить мифы, необходимо обратиться к изучению языка. Из догосударственного состояния возникают семейная и гражданская монархии. Вико исследует генезис общин, роль языка, религии, права в смене социальных сообществ, в возникновении неравенства и государства. Вико одним из первых исследовал истоки римского права. Основная линия исторического развития заключается в переходе от страха к религии, от чувства стыда к мифам, от семьи к господству и государству. Ход истории цикличен, все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох—детства, юности и зрелости. Эти эпохи—божественная с ее безгосударственностью и подчинением жрецам, героическая с господством аристократического государства и человеческая (с демократической республикой или представительной монархией). Каждый цикл завершается распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов и борьбы между отцами семейств и домочадцами в патриархальном обществе, между феодалами и простым народом. Исторические законы регулируют борьбу людей за ограниченные цели, но сами исторические законы провиденциальны. В возникновении человеческого периода истории громадную роль сыграла религия с ее верой в свободный дух. Исходный пункт философии истории Вико — убеждение в свободе людей, создавших и создающих собственный гражданский мир. Вико оказал большое влияние на И. Тэна, на Б. Кроче. Соч.: De univeisi juris principio et fine ???. Neapol, 1720; De constante jurispudentiae. Neapol, 1721; Opere, 6 vol. Mil., 1836—37; Bibliografia Viciana. Ed. B. Croce. Neapol, 1904-1936; Opere. Bari, 1914-41. Лит.: Киссель M. А. Джамбаттяста Вико. М., 1980; Flint R. Vico. L., 1884; Croce B. La filosofia di G. Vico. Roma, 1911; Abbangnano N. (ed.). La Scienza nuova e Opere scelle di G. Vico. Torino, 1952. A. П. Огурцов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|