|
АНСЕЛЬМАНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (род. 1033, Аоста, Пьемонт – ум. 21 апр. 1109, Кентербери) – видный теолог-схоласт и философ; с 1093 – архиепископ. В споре об универсалиях выступал на стороне реалистов, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей. В теологии пытался дать рациональное объяснение догматам веры в духе выдвинутого им положения: Credo, ut intelligum (я верю, чтобы познать). Покоящаяся в самой себе, подлинная истина тождественна Богу. Познание истинного есть проявление истины. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога. Соч.: «Proslogium» (содержит онтологическое доказательство); «Cur deus homo?» («Почему Бог стал человеком?»). Философский энциклопедический словарь. 2010. АНСЕЛЬМ (Anselm) К е н т е р б е р и й с к и й (1033 – 21 апр. 1109) – архиепископ, представитель ср.-век. схоластики. В вопросе об отношении веры к знанию его позиция определяется положением: "Credo ut intelligam" (верю для того, чтобы понимать). В споре о природе универсалий А. стоял на позициях крайнего реализма. В соч. "Прибавление к рассуждению" ("Proslogion", гл. 2) развил т.н. онтологическое доказательство бытия бога, суть которого сводится к утверждению: "... вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и реально такой объект, выше которого нельзя помыслить". С критикой онтологич. доказательства выступил современник А. – Гонилон, считавший, что представление о высшем существе не есть оно само. В последующей истории философии аргументация А. подвергалась всесторонней критике (см. Бог). Соч.: Opera omnia, v. 1–5, Edin. – Romae, 1946–51. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 20–22; Ваrth К., Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes..., Munch., 1931; Landgraf А. М., Dogmengeschichte der Fruhscholastik, [in 6 Banden], 1, Bd 1, Regensburg, 1952; Fremantle ?., The age of belief, Boston – Camb., 1957. А. Рубин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АНСЕЛЬМ АНСЕЛЬМ (Anseimus) Бесатский, Перипатетик (после 1020, Бесата, Ломбардия — между 1054 и 1067)—средневековый итальянский диалектик, ритор, гуманист. Его тождество с епископом Ансельмом II Луккским(1073—8б) остается догадкой без документального подтверждения. О нем известно только по дошедшей в двух списках комической инвективе Rhetorimachia с примыкающими к ней письмами. Там мы узнаем, что Ансельм Бесатский учился теологии и “грамматике” в соборной школе Милана, диалектике и риторике у Дрогона из Пармы и его ученика Сихельма; чиновником (капелланом и нотариусом) миланской канцелярии императора Священной Римской империи Запада Генриха III объездил Европу, повсюду прогремев диалектико-риторическим искусством. “Риторимахия”, задуманная как иллюстрация риторических теорий древних и самого Ансельма в его не сохранившемся трактате “О материи искусства” (De materia artis),—гротескное по стилю смешение житейско-нравственной, эротической, религиозно-мистической, волшебно-магической и криминальной тематики; сочинение сцеплено властно-учитедьным тоном и целью обвинить некоего Ротиланда, кузена Анселъма, во всех мыслимых грехах, пороках и безобразиях от ворожбы до уголовщины. Обвиняемый “обесчестил Христово творение, подорвал закон, унизил род человеческий” настолько, что утратил свободу воли и грешит по необходимости. Ансельм признает, что неотвратимый поступок не грех, но “хотя грешить тебе необходимо, однако на путь этот ты вступил не по необходимости, и не дай ты себе опуститься до дна, ты все еще наслаждался бы той свободой” (III 6). Упиваясь казуистикой, Ансельм (пародийно?) опровергает аристотелевский принцип непротиворечия примером того, как черное и белое сливаются в серое, а животное и разумное сочетаются в одном и том же человеческом существе (117). Игровые разоблачения демонизма и еретичества у Ансельма, его вольная риторикодиалектическая игра—причудливый, еще недостаточно осмысленный памятник староитальянского гуманизма накануне его подавления в церковной реформе Григория VII. Соч.: Gunzo Grammaticus, Epistola ad Augiennses, und Anseim von Besate, Rhetorunache, hrsg. von K. Manitius. Weimar, 195S. Лит.: Dummler S. Anselm Der Peripatetiker. Halle, 1872. В. В. Бибихин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|