|
СЮНЬ-ЦЗЫСЮНЬ-ЦЗЫ Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин (ок. 313 — ок. 238 до н.э.) — крупнейший философ, просветитель и эрудит Др. Китая. Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма. Учение С.-ц. изложено в труде «Сюнь-цзы» (3 в. до н.э.) из 32 глав, 22 из которых принадлежат ему, девять — ученикам (возможно, с участием С.-ц.), а одна глава считается подделкой. Согласно сохранившимся немногочисленным свидетельствам, происходил из состоятельной семьи, получил блестящее образование. Посетил царства Цинь, Ци и Чу по приглашению их правителей, беседовал с ними о принципах управления гос-вом. Проповедовал свои взгляды в академии Цзися и был признан главой находившихся в академии ученых. Последние годы жизни провел в Ланьлине, где основал частную школу и работал с учениками над своим трудом. Учение С.-ц. явились критическим итогом и обобщением основных учений Др. Китая (5—3 вв. до н.э.). Мировоззрение С.-ц. исходит из наивно-материалистического понимания природы (Неба — тянь) как естественной реальности (цзы жань), существующей независимо от человека и являющейся единственным источником происхождения всего сущего, что означает отрицание божественного, сверхъестественного начала мира. С.-ц. первым в истории кит. философии поставил вопрос о соотношении естественных процессов и целенаправленной деятельности человека, способного, по его мнению, познав «естественное постоянство» Неба-природы, «подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи». Философ решительно отвергал обожествление Неба и веру в духов предков, объясняя эту веру зависимостью человеческого восприятия от эмоционального состояния. Гносеологические взгляды С.-ц. основываются на положении о познаваемости мира. Способность же к познанию философ рассматривал как качество, присущее только человеку и выделяющее его из «тьмы вещей». К известным из учения поздних моистов двум ступеням познания — чувственному и рациональному — С.-ц. добавил третью — человеческую деятельность как элемент самого процесса познания. С.-ц. высказал предположение о влиянии материальных условий жизни людей на общественные процессы и первым в кит. философии поставил вопрос об общественной сущности человека, его «умении жить сообща». Путь к богатству гос-ва С.-ц. видел в «экономном расходовании вещей и обеспечении достатка народу». Он рассматривал конфуцианские нормы ритуала (ли) не только как критерий нравственных отношений, но и как регулятор распределения общественного продукта. Политические взгляды С.-ц. испытали сильное влияние идей легизма: он считал, что ритуал (ли) применим лишь в отношениях между «управляющими» слоями, простыми же людьми нужно управлять с помощью закона (фа). Нормы ритуала (ли) были уравнены С.-ц. с законами: «Отрицать ритуал — значит не соблюдать закон». Под влиянием моистов и законников С.-ц. ввел в свое учение и концепцию привлечения людей на государственную службу независимо от их социального положения. Политическая концепция С.-ц. базировалась также еще на одном принципиальном положении — его учении о врожденной «злой» природе человека, преодолеть которую можно с помощью воспитания в человеке норм ритуала и чувства долга. Именно с этой целью совершенномудрые правители древности выработали понятия ли-ритуала и и-долга. Взгляды С.-ц. оказали большое влияние на историю кит. философии и заложили теоретический фундамент политической доктрины императорского Китая. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. СЮНЬ-ЦЗЫ (учитель Сюнь), Сюнь К у а н, Сюнь Цин (ок. 313 — ок. 235 или ок. 298 — ок. 238 до н. э.), представитель раннего конфуцианства, завершивший классич. этап его развития (некоторыми исследователями причисляется одновременно и к легизму). Род. в царстве Чжао. Получил всестороннее образование, приглашался ко дворам правителей др.-кит. царств Ци, Цинь, Чжао и др., в возрасте 50 лет, вероятно, в 264 до н. э., стал наставником в академии Цзися, Был начальником уезда Ланьлин, где создал свою многочисл. школу; самыми выдающимися его учениками были противники конфуцианства: легист Хань Фэй и будущий первый министр государства и империи Цинь — Ли Сы (ум. в 208 до н. э.). Там же, в конце жизни, С.-ц. создал свой знаменитый трактат; в нём 23 главы принадлежат С.-ц., три написаны им вместе с учениками. Шесть глав написаны уже после его смерти. С.-ц. переработал учение Конфуция, дополнив его идеями легизма и синтезировав с материалистич. и атеистич. тенденциями. В основе его учения лежит тезис, что «человек по своей природе зол», а добродетельным он становится в результате практич. деятельности. Это отличает С.-ц. как от Конфуция, так и от Мэн-цзы. Для преодоления изначального зла человек должен быть подвергнут обучению и воспитанию при помощи классич. текстов и принципов морали и контролироваться посредством наказаний и норм ритуала. С.-ц. сравнивал правителя с лодкой, а народ с водой, которая может и нести лодку и опрокинуть её, подчёркивая тем необходимость для правителя добиваться расположения народа. С.-ц. отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространённых в его время религ. обрядов; подверг критич. рассмотрению концепции др. философов, особенно Мо-цзы, а также Чжуанцзы, Мэн-цзы, легистов и др. Учение С.-ц. — наиболее систематизиров. изложение конфуцианства, оно оказало значит. влияние на последующих кит. мыслителей, особенно ханьского периода (3в. до н. э.— 3 в. н. э.). Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-политич. взгляды С.-ц. Исследования и пер., М., 1976; Watson В., Basic writings of Mo Tzu, Hsun-tzu and Han Fei Tzu, N. Y. 1967. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СЮНЬ-ЦЗЫ СЮНЬ-ЦЗЫ (род. ок. 313 – ум. ок. 238 до Р. X.) – один из наиболее влиятельных кит. мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от природы. Добрым же он может быть только благодаря воздействию извне, влиянию таких средств, как воспитание, практическая деятельность. Философский энциклопедический словарь. 2010. СЮНЬ-ЦЗЫ (прибл. 298–238 до н.э.) – кит. философ конфуцианской школы; его трактат "Сюнь-цзы"– первое систематич. изложение конфуцианской философии. В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, у к-рых небо выступает божеств. началом, С.-ц. интерпретирует его материалистически, как природу, не имеющую отношения к человеческим делам, не карающую за зло и не вознаграждающую за добро. Характерный для С.-ц. антропоцентризм и гуманистич. пафос послужили одной из основ конфуцианского гуманизма: "У воды и огня есть энергия, но нет жизни; у трав и деревьев есть жизнь, но нет сознания; у птиц и животных есть сознание, но нет чувства долга. У человека есть энергия, жизнь, сознание и сверх того чувство долга. Поэтому он – благороднейшее создание в Поднебесной" (гл. 9 трактата "Сюнь-цзы"). Вместе с тем, являясь первым конфуцианцем, участвовавшим в управлении (был правителем уезда), С.-ц. так переставляет акценты в раннеконфуцианской политич. теории, что она, в значит. мере утратив мотивы социального протеста (особенно характерные для Мэн-цзы), приобретает ряд черт, типичных для идеологии правящих кругов. В то время как центральным этич. понятием Конфуция и Мэн-цзы была гуманность (жэнь), у С.-ц. на первое место выступает понятие "ли", к-рое означает у него не только правила поведения, но и социальный порядок, понятый как иерархия. Необходимость такого порядка С.-ц. обосновывает как космологич. параллелями ("небо – наверху, земля – внизу"), так и тем, что без него люди, стремясь удовлетворить свои потребности, вступили бы друг с другом в борьбу за материальные блага, и возникший в результате этого хаос привел бы ко всеобщему обнищанию. В противоположность Мэн-цзы, выставившему тезис, что человек по природе добр, С.-ц. доказывал, что человек по природе зол, но может преодолеть свои дурные задатки при условии повиновения учителям и работая над собой. Это разногласие с Мэн-цзы является причиной того, что трактат "Сюнь-цзы" не входит в конфуцианский канон. Соч.: Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводом комментариев Ван Сянь-цяня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 2, Пекин, 1957; The works of Hsuntze, transl, by H. H. Dubs, L., 1928. Лит.: Го ?о-жо, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 302–62; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 376–99; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 529–88; Dubs H. H., Hsuntze, the moulder of ancient Confucianism, L., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 279–311. В. Рубин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|