|
сюнь куансюнь куан Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. часть совр. пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. пров. Шаньдун). Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф. школе (см. Конфуцианство), испытал сильное влияние филос. даосизма, легизма и моизма. Оставил обширный труд, носящий имя автора, - "Сюнь-цзы". Достоверных сведений о жизни С.К. сохранилось мало - в осн. в "Ши цзи" Сыма Цяня (2 в. до н.э.), предисловии Лю Сяна (1 в. до н.э.) к кн. "Сюнь-цзы" и в тексте этого памятника. Происходил, очевидно, из состоятельной семьи, получил блестящее по тем временам образование. По приглашению владетельных князей совершил поездки в царства Цинь, Ци и Чу, где беседовал с правителями и сановниками о принципах управления страной. В 264 - 255 до н.э. проповедовал свое учение в академии Цзися в царстве Ци и был признан главой находившихся там ученых. В 255 до н.э. переехал в царство Чу, где был назначен правителем уезда Ланьлин. После отстранения от должности примерно в 238 до н.э. основал там же частную школу, работал с учениками над своим трудом. В знак уважения к С.К. жители Ланьлина дали ему прозвище Министр Сюнь (Сюнь Цин). Взгляды С. К., будучи в основе конф., носили синтетич. характер и являлись оригинальной переработкой этико-политич. учения Конфуция, дополненного существ, компонентами др. "знаменитых учений" древнего Китая, гл. обр. легизма. С.К. по существу первым в конфуцианстве подвел теоретич. филос. базу под этич. учение Конфуция и обосновал идею просвещенной монархии, опирающейся как на принципы традиц. морали (ли (2)), так и на авторитет и силу закона (фа (1)). Филос. взгляды С.К. содержали наивно-материалистич. тенденции в объяснении природы (Неба, см. Тянь) и сущности происходящих в ней изменений, в толковании процесса познания человеком окружающего мира. С.К. в отличие от своего знаменитого предшественника Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) считал врожденные свойства, "природу" (сип (1)) человека "злой", "дурной", чем навлек на себя впоследствии немилость ортодокс, конфуцианцев. В основе политич. взглядов С.К. лежала концепция добродетельного правления "совершенного вана", осуществляющего управление страной с помощью "совершенных мужей" (цзюнь цзы). Учение С.К., будучи критич. итогом определенного этапа формирования филос. и обществ. -политич. мысли Китая, оказало большое влияние на ее последующее развитие. Онтологич. и гносеологич. взгляды С.К. сыграли важную роль в дальнейшем развитии материалистич. тенденций кит. философии (Хань Фэй - 3 в. до н.э., Ван Чун - 1 в., Хань Юй - 8 - 9 вв., Чжоу Дуньи, Чжан Цзай - 11 в.). Политич. концепция С.К. заложила по существу теоретич. основу офиц. идеологии имп. Китая. Отрывки из кн. "Сюнь-цзы" (о ли (2) и музыке - юэ) вошли в конф. канон "Ли цзи" (гл. XIX, XXXVIII). Вместе с тем, начиная с пер. правления дин. Сун (960 - 1279), труд С.К. исключается из конф. канонич. лит-ры, очевидно, вследствие отрицания им "воли Неба" и божественного происхождения власти правителя, а также трактовки "природы" человека как "злой", что противоречило общей тенденции этич. учения Конфуция - Мэн-цзы к признанию ее изначально "добрых" свойств. Соч. С.К. является важным источником для изучения филос. и общественно-политич. мысли древнего Китая. См. лит-ру к ст. "Сюнь-цзы". В.Ф. Феоктистов Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|