|
РЕДУКЦИЯРЕДУКЦИЯ 1) (от лат. reducere — приводить обратно, возвращать) — исследовательский прием, обеспечивающий сведение (преобразование) данных, сущностей, задач, понятий, предложений, методов рассуждения и доказательства и т.д. к чему-то более простому и легче поддающемуся точному анализу. Напр., в математике решение задачи А может быть редуцировано к задаче В, если из решения задачи В может быть получено решение задачи А. Р. является эффективным средством познания практически во всех областях науки. Для уточнения конкретного смысла этого термина необходима точная спецификация допустимых методов сведения. В логике и методологии науки под Р. обычно понимают объяснение теории или множества экспериментальных законов, установленных в одной области исследований, с помощью теории, сформулированной для др. области исследований. Впервые достаточно строгая методологическая концепция Р. теорий была предложена в 1950-х гг. сторонниками логического эмпиризма (Э. Нагель, Г. Фейгл и др.), которые исходили из возможности аксиоматической формулировки естественно-научных теорий в терминах языка первопорядковой логики. Описание отношений между теориями такого типа и составляет, с их т.зр., предмет теории Р. Согласно Нагелю, можно выделить два основных типа теоретической редукции: 1) гомогенная Р., когда обе теории выражены на одном и том же языке (хотя одна из них может содержать большее число предикатов) и 2) гетерогенная Р., когда эти языки различны и возникает задача перевода с одного языка на др. Общую схему гомогенной Р. можно представить так: T1 и I —> Т2, где T1 — первичная теория, Т2 — вторичная, или редуцируемая, теория, а I — конъюнкция некоторых дополнительных допущений (начальных условий). В отличие от гомогенной Р. гетерогенная Р. предполагает, что вторичная теория включает в себя некоторое число дескриптивных терминов, которые отсутствуют среди основных терминов первичной теории. Поэтому для осуществления гетерогенной Р. необходимо ввести переходные предложения, связывающие предикаты первичной и вторичной теорий. Но поскольку у каждой участвующей в Р. теории имеется своя семантическая модель, то процесс сведения предполагает изменение смысла теоретических терминов. Т.о., для реализации гетерогенной Р. (как и гомогенной) кроме условия выводимости требуется также и условие смысловой инвариантности. А это предполагает введение дополнительных семантических допущений относительно структуры системы. Если конъюнкцию этих семантических допущений обозначить как S, а конъюнкцию переходных предложений — как R, то общая схема гетерогенной Р. будет такова: T1 и R и S —> Т2. Для логического эмпиризма наибольший интерес представляла гомогенная Р., поскольку гетерогенная Р. не касается логического аспекта интертеоретических отношений, а затрагивает сугубо эвристические проблемы модификации научных теорий с помощью дополнительных гипотез. Тем не менее на практике успешно исследовалась Р. гетерогенного типа, в то время как попытки осуществить прямую дедукцию одной теории из другой в нетривиальных случаях особого успеха не имели. 2) в феноменологии Э. Гуссерля — методологическая процедура, которая «выносит за скобки» (einklammert), «исключает» общий тезис веры в реальное, фактическое существование, присущий естественной установке человека. Р. является сменой установки исследователя. Гуссерль считает, что Р. (или «эпохе») свойственна не только феноменологии, но и др. наукам (физике, математике, биологии), которые отличаются от философии лишь радикальностью ее применения. По Гуссерлю, Р. — необходимый начальный этап феноменологии. Р. имеет два аспекта: 1) негативный: отказ от традиционных характеристик объективного существования, а вместе с тем — и от всех теорий о «реальном» (в этом плане Р. синонимична «эпохе»); 2) позитивный: феноменологическая Р. есть «возвращение» к истокам опыта, трансцендентальной субъективности. Феноменологическая Р. лишь открывает новую область опыта, но еще не является самим феноменологическим исследованием: она только приводит исследователя к «вратам феноменологии». «Отказ» от реального мира, «вынесение его за скобки» означает не утрату, но, наоборот, приобретение целокупной области «абсолютного бытия» («Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». Кн. I, § 50). Это возможно, поскольку, по Гуссерлю, трансцендентальная субъективность «заключает в себе» всю реальную Вселенную и все возможные реальные миры («Идеи». Кн. I, § 33). Благодаря этому Р., называемая также феноменологической или трансцендентальной, раскрывает в трансцендентальной субъективности акты, конституирующие чистые феномены. Тем самым феноменология открывает новые аспекты в субъективном и объективном бытии, обычно ускользающие от взгляда человека, ориентированного на эмпирические данности. Гуссерль вводит также понятие «эйдетической» Р., благодаря которой мы можем восходить от эмпирических всеобщностей к сущностным. Понятие феноменологической Р., которую Гуссерль начинает разрабатывать примерно с 1906, нашло свое классическое выражение в трудах 1913—1917, одновременно став причиной острых разногласий внутри феноменологического сообщества. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), термин, обозначающий действия или процессы, которые приводят к упрощению структуры к.-л. объекта; методологич. приём сведения к.-л. данных к более простым, исходным началам. Термин «Р.» приобрёл особое значение в идеали-стич. феноменологии Гуссерля. Смысл феноменологич. Р. состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внеш. восприятием, оставляются вне применения (подлежат феноменологич. эпохе). Воздержание от их теоретич. применения путём дальнейших феноменологич. Р. распространяется на всевозможные объекты, изучаемые различными науками. В результате завершения феноменологич. Р. остаются лишь имманентные акты самого «чистого сознания», которое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу исследования возвращается всё то, что было «выключено» ранее, но уже в своей «чистой сущности». В логике термин «Р.» относят к методам доказательства: напр., reductio ad absurdum (приведение, сведение к нелепости) представляет собой тип доказательства к.-л. положения на основе сопоставления заведомо истинного суждения с выводом из тезиса, противоречащего выдвинутому положению; ложность этого вывода при правильной логич. связи в умозаключениях указывает на ложность опровергаемого тезиса. Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, гл. 3; Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 236 — 38. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio – отодвигать назад, возвращать) термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам. Одно из понятий феноменологии. См. Эйдос. Философский энциклопедический словарь. 2010. РЕДУКЦИЯ (лат. reductio, букв. – отодвигание назад), с в е д e н и е, – методологич. прием, играющий, в частности, важнейшую роль в логике, математике и др. дедуктивных науках. Р. состоит в нек-ром преобразовании данных (задач, предложений и т.п.) в наиболее удобный с к.-л. т. зр. вид, напр., в выражении их в форме логически более простой и легче поддающейся анализу. Р. к.-л. задачи к др. задаче играет двоякую роль: с одной стороны, решение второй задачи оказывается применимым и к первой; с др. стороны, невозможность (хотя бы с помощью нек-рых фиксиров. средств) решения первой задачи означает неразрешимость (теми же средствами) и второй. Т.о., Р. позволяет из положительного (отрицательного) решения нек-рой задачи извлекать положительное (соответственно, отрицательное) решение целого класса задач. Термин "Р." относят также в естеств. смысле к умозаключениям, методам доказательства (напр., reductio ad absurdum – см. Доказательство от противного), понятиям, концепциям, теориям и пр. См. Сводимость. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|