|
РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯРЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (нем. die phanomenologische Reduktion) — одно из ключевых понятий феноменологии Э. 1^ссерля, характеризующее те цели и процедуры феноменологического метода, которые выполняют по преимуществу критико-очистительную функцию на пути к собственно феноменологическому анализу “чистого сознания” и его феноменов. Трактовка феноменологической редукции в произведениях Гуссерля подвергалась изменениям. На ранних этапах (“Пять лекций по феноменологии”) внимание сосредоточивалось именно на редуцировании, воздержании (феноменологическое эпохэ) от типичных для традиции и для современности суждений о сознании, познании и методах их исследований, прежде всего натуралистических и историцистских. В более поздних произведениях подход радикализируется. Центр тяжести теперь переносится с негативно-очищающих процедур воздержания (эпохэ) на многослойные и многоразличные процедуры “конституции”, т. е. творческого воспроизведения сознанием мира и всего относящегося к миру и его объектам. Соответственно феноменологическая редукция предстает как методологически последовательный процесс со следующими главными ступенями: 1) эпохэ, подготовительный этап; 2) с этим этапом тесно связана эйдетическая редукция, цель которой — очищение от эмпирического, фактического содержания феноменов сознания, прокладывание путей к “усмотрению сущности” и соответственно к феноменологии как эйдетической науке; 3) наконец, собственно феноменологическая, или трансцендентальная, редукция, задача которой — движение анализа от конкретного эмпирического субъекта к чистому “Я”, к чистой субъективности, соответственно к феноменологии как чистой эгологии. С методологическо-процедурной точки зрения феноменологическая редукция определяется им как задействование “актов рефлексии” (“актов второй ступени”, благодаря которым переживание становится “абсолютным переживанием” — Husseriiana, Bd. Ill, Den Haag, 1972, S. 119). В мировоззренческом отношении феноменологическая редукция способствует открытию “универсума сознания” и превращению всякого “натурального, естественного так-бытия (naturliches Dasein) в бытие, которое в этом сознании познается опытным образом, интендируется, мыслится” (там же, S. 430), т. е. утверждению феноменологического трансцендентализма. Отношение к гуссерлевской феноменологической редукции внутри феноменологии и вне ее противоречиво. С одной стороны, многие философы 20 в. высоко оценивали метод феноменологической редукции и в какой-то мере использовали его (Шелер, Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти и др.). С другой стороны, эти и другие философы подвергали гуссерлевское толкование критике за идеалистический и субъективистский уклоны, считая полное и последовательное исполнение феноменологической редукции за опасное, но, к счастью, неисполнимое дело (по словам М. Мерло-Понти, главный урок феноменологической редукции — невозможность ее исполнения). Н. В. Мотрошилова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|