|
хуань таньхуань тань 43 до н.э., Сян (совр. уезд Суйси пров. Аньхой), 28. Философ, литератор, каноновед - представитель школы гувэнь цзин сюэ (см. Цзин сюэ), идеология, предшественник философа-материалиста Ван Чуна (1 в.). Происходил из семьи нач-ка придворных музыкантов. Состоял на придворной службе. Был сведущ. как в конф. канонах, так и в даос, текстах ("'Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы"), даос, религ. практике и медицине, ритуальной музыке. За нововведения в этой обл. и критич. отношение к офиц. идеологич. ценностям неоднократно подвергался наказаниям. Осн. соч. Х.Т. "Синь лунь" ("Новые суждения") вызвало гнев императора Гу-анъу-ди, усмотревшего в нем "неуважение к совершенномудрым (см. Шэн (1)) и законам". Х.Т. был удален от двора; получив приглашение ко двору Лю Аня, правителя обл. Хуайнань, по дороге туда умер. Суждения Х.Т. отличаются крайним антиавторитаризмом. Он отрицал личные достоинства Конфуция и практич. ценность "Чунь цю", противопоставляя этой летописи собств. соч., призванное "способствовать успешному правлению". Выступал против идеализации древних мудрецов, утверждая, что "последующие совершенномудрые не нуждаются в обязательном продолжении идей тех совершенномудрых, что были прежде". В принципе не отрицая необходимости изучения наследия прошлого, Х.Т. причину падения Ван Мана (9 - 23), предшественника дин. Вост. Хань (25 - 220), усматривал в попытках подражания "древности" (гу (2)) и "пренебрежении близким", т.е. анализом настоящей ситуации, а также в отказе от использования "знающих и опытных людей". Последний тезис в духе конф. доктрины "правления (посредством) людей" (жэнь чжи, см. Ван дао) сочетается у Х.Т. с апологией исключающих произвол "ясных законов", к-рые вместе с тем должны "отвечать желаниям народа": попытка управлять им "с помощью посоха", как стадом, привела к свержению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.). Критически относясь ко многим суевериям, к популярным в его время учениям о возможности обрести бессмертие (см. Сянь сюэ), Х.Т. в то же время воздерживался от комментариев по поводу "чудесных" явлений и случаев, к-рым не мог найти рациональное объяснение. Проявлял теоретич. интерес к медицине и практике продления жизни, проводил параллели между закономерностями жизнедеятельности организма и функционированием гос-ва. Х.Т. резко протестовал против использования канонов для мантич. целей (см. Вэй шу) и приписывания этой практики "совершенномудрым" и Конфуцию, что послужило гл. причиной его опалы. *Синь лунь // Чжунго чжэсюэ ши цзыляо: Лян Хань чжи бу (Материалы по истории кит. философии: разд. "Две дин. Хань"). Пекин, 1960; Синь лунь (фрагмент). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Pokora T. (tr.). Hsin-lun (New Treatise) and Other Writings by Huan T'an (43 B.C.-28 A.D.). Ann Arbor, 1975; **Forke A. Huan T'an // Geschichte der mittelalterlichen chinesishen Philosophic. Hamb., 1934. А.Г. Юркевич Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|