ХАНЬ ФЭЙ


ХАНЬ ФЭЙ
        Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), др.-кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—315 дон. э.; некоторые авторы причисляют его к даоским мыслителям) и принцип метода, искусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 дон. э.). Эти принципы X. Ф. соединил в теорию деспотич., власти с принципом фа в качестве центрального. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «выпрямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация «недеяния» идр.), X. Ф. создал своеобразную философию права. Провозглашал непрестанную изменчивость всех вещей (включая дао и ли-принцип), отрицал существование духов. В философии истории развивал мысль о решающем характере воздействия народонаселения и имущественного неравенства на историч. процесс.
        Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Ян Юн - го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 224—83; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; Forke A.. Geschichte der alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S. 461—82.
        С. Кучера, Л. С. Переломов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ХАНЬ ФЭЙ
(ок. 280–233 до н.э.) – др.-кит. мыслитель, автор трактата "Хань Фэй-цзы", завершившего развитие школы фацзя. Принадлежал к аристократич. роду, кончил жизнь самоубийством в тюрьме.
Вклад X. Ф. в теорию фацзя состоит в том, что он дополнил выдвинутые в "Шан-цзюнь шу" общие тоталитарные принципы подхода к политике (основанные на полном ее отрыве от этики) методами контроля над бюрократией, к-рые были разработаны политич. деятелем 4 в. до н.э. Шэнь Бу-хаем, и использовал даосизм (в особенности содержащуюся в трактате "Лао-цзы" критику понятий конфуцианской морали) для подведения филос. основы под политич. теорию фацзя. В частности, для обоснования политики оболванивания народа (юйминь) он воспользовался имеющейся в "Лао-цзы" мыслью о том, что невежество народа предпочтительнее образования. Введение даосских понятий в систему фацзя придало теории X. Ф. крайне противоречивый характер. С одной стороны, он взял из "шан-цзюнь шу" мысль о том, что человек по природе зол и эгоистичен и поэтому политич. деятель не должен заботиться о народе, а ради достижения единоличной власти должен обращаться с ним, как с материалом, из к-рого он создает то, что ему нужно. С др. стороны, X. Ф. заимствовал у даосов превознесение недеяния и настаивал на том, что правитель, лично не участвуя в управлении, должен лишь наблюдать за действием регулируемой тщательно разработанными законами гос. машины. Несмотря на то, что теория X. Ф., идеологически обосновывающая деспотизм, по существу чужда даосизму, призывавшему к тому, чтобы слиться с природой, сбросив оковы гос. регулирования и обществ. условностей, созданная X. Ф. амальгама фацзя с даосизмом привела к тому, что ряд положений теории фацзя вошел в позднейший даосский религ. канон. X. Ф. известен своей антирелигиозностью; он отвергал веру в духов, заявляя, что ее нельзя совместить с законом.
Соч.: Хань Фэй цзи цзе ("Хань Фэй-цзы" со сводом комментариев Ван сянь-шэня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 5, Пекин, 1957; The complete works of Han Fеitzu, transl, by W. K. Liao, v. 1–2, L., 1959.
Лит.: Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 400–19; Го Mо-жо, Философы др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 497–564; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 610–34.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1876
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ван хань
  • Кит
  • Кит
  • книга хань
  • Лао Цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • лао-цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • мо-цзы. филос. трактат
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хань сюэ
  • хань фэй
  • хань фэй-цзы
  • ХАНЬ ФЭЙЦЗЫ
  • хань шу
  • хань юй
  • ХАНЬ ЮЙ
  • хань. царство
  • хоу хань шу
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • царство хань
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЦЗЮНЬ ЦЗЫ
  • цзюнь цзы
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь