хань фэй-цзы


хань фэй-цзы
Трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н.э.). Совр. текст состоит из 55 пяней (глав), не все из к-рых единогласно признаются аутентичными.
В "Х.Ф .-ц." соединены и развиты легистские доктрины .Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого преемствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридич. закона (фа (1)); концепция "наград и наказаний" как осн. метода управления; учение о примате земледелия и войны над всеми др. занятиями. У Шэнь Бухая почерпнута идея системы управления гос. аппаратом (син- мин, см. Мин (2)) и принципы взаимоотношений с ним государя, к-рый должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно "Х.Ф.-ц.", Шэнь Бухай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников (гл.43). Хань Фэй выступал за разрушение патронимич. связей, т.к. существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотич. власти; отстаивал идею допущения к гос. службе всякого способного претендента независимо от его происхождения (гл. 44).
Гл. объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бухай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы "наград и наказаний" в "Х.Ф.-ц." предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологич. особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т.п. (гл. 48).
Важная часть доктрины Хань Фэя - учение о мудром правителе, к-рый не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они "превратят эту крупицу в сто крупиц" (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридич. закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: "В гос-ве мудрого правителя нет книг ученых" (гл. 49). Одно из осн. качеств правителя - скрытность: иногда разумнее "принизить свои способности", дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников. Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, не допуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1).
Политич. учение Хань Фэя опирается на развитую систему общетеоретич. построений, выводящих этич. нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даос, натурфилософии он обосновал необходимость следования дао как источнику и общей закономерности всего сущего ("дао - это то, что делает вещи такими, как они есть", гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия ли (1) ("принцип"), толкуя "принципы" как закономерности мироздания, обусловливающие качества отд. вещей (размер, форму, вес, прочность), как "формирующий вещи узор (вэнь) (мироздания)" (там же). Все множество "принципов" объемлется дао, к-рое в то же время "гибко и мягко" следует "принципам" вещного мира. "Отбрасывающий дао и ли (1)" правитель неизбежно "потеряет свой народ и лишится богатств", у выверяющего же свои действия по дао и ли ( 1 ) как по циркулю и угольнику "нет дел, в к-рых бы он не добился успеха" (гл. 6).
*Х.Ф.-ц. // ЧЦЦЧ. Т. 5. Пекин, 1956; Чэнь Цию. Х.Ф. -ц. цзи ши ("Х.Ф. -ц." с собр. коммент.). Т. 1 - 2. Шанхай, 1958; Х.Ф.-ц. (Об управлении гос-вом. О дао и дэ. Гносеология, воззрения). Пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Из кн. "Х.Ф.-ц.". Пер. И. Ли-севича // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973; Х.Ф.-ц. (гл. 8, 11, 12, 43, 49, 50 - пер. Е.П. Синицына; гл. 20 - пер. B.C. Спирина) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; "История кит. философии. М., 1989. С. 163 - 84. См. также литру к ст. Легизм.
Л. С. Переломов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1590
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
  • ВЭНЬ-ШЭНЬ
  • ДОУ-ШЭНЬ
  • ЛО-ШЭНЬ
  • СЮ ШЭНЬ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • У ФАН ШЭНЬ
  • ХАНЬ ФЭЙ
  • ХАНЬ ФЭЙЦЗЫ
  • ХАНЬ ЮЙ
  • ХО-ШЭНЬ
  • ЦАЙ-ШЭНЬ
  • ШЭНЬ
  • ШЭНЬ
  • ШЭНЬ-НУН
  • ван хань
  • книга хань
  • не вытекает, не следует
  • принцип. учение о принципе
  • принципы - дела/вещи
  • сю шэнь
  • хань сюэ
  • хань фэй
  • хань шу
  • хань юй
  • хань. царство
  • хоу хань шу
  • цай шэнь
  • царство хань
  • шэнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь