Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 “ЛУНЬ ЮЙ”



“ЛУНЬ ЮЙ”


“ЛУНЬ ЮЙ”
    “ЛУНЬ ЮЙ” (“Суждения и беседы”, “Аналекты”, “Изречения”) — сборник бесед и суждений Конфуция, составленный его учениками. В эпоху Тан (618—907) памятник вошел в число конфуцианских канонов, а в 11—12 вв. вместе с “Мэнцзы”, “Да сюэ” и “Чжун юн” — в базовый конфуцианский канонический свод “Четверокнижие” (“Сы шу”). Тогда и была подготовлена официальная редакция текста “Лунь юя” из 20 няней (глав).
    В “Лунь юе” полностью отсутствует мистический пласт, а также натурфилософская проблематика. Внешне бессистемно скомпонованные афоризмы объединены темой созидания идеального общественного порядка, который для Конфуция является выражением дао в Поднебесной. Его реализация возможна-в результате самосовершенствования человека посредством приобщения к “письменности/культуре” (вэнь). Этот процесс сопряжен с постижением дао, “человеческая” ипостась которого подразумевает воплощение в жизни индивида комплекса взаимосвязанных этических принципов: “сыновней почтительности и братской любви” (сяо ти), “верности и взаимности/великодушия” (чжуншу), “гуманности” (жэнь), “долга/справедливости” (и), “мудрости” (чжи), “мужества” (юн) и т. д. Их осуществление формирует личность “благородного мужа”, буквально “сына правителя” (цзюнь цзы). Данный термин имеет и этическое, и социальное наполнение: образ цзюнь цзы ассоциируется с правителем царства или представителем социальных верхов.
    Категория “жэнь”, введенная в китайскую культуру Конфуцием, занимает в “Лунь юе” центральное положение, интегрируя все остальные нравственные принципы и нормы, включая “золотое правило” морали. Последнее фигурирует в “Лунь юе” в двух формулировках — отрицательной (“Чего не желаешь себе, того не навязывай другим” — V, 11; XII, 2; XV, 23) и положительной (“Побуждай людей к тому, в чем желаешь продвинуться сам” — VI, 28). Проекцией жэнь на общественные и межличностные отношения является ли-благопристойность: лишь “преодолев себя и возвратившись к благопристойности”, можно осуществить “золотое правило” морали (XII, 1—
    2). “Возвращение” подразумевает ориентацию на “чжоуские ритуалы” (11—8 вв. до н. э.), считавшиеся установлениями “совершеннномудрых” правителей-ванов, получивших “небесный мандат” на правление ойкуменой. Идеализация “древности” (гу) корреспондирует с идеей предельного доверия к ней и ее наследию: “Передаю, а не создаю, верю древности и люблю ее” (VII, 11).
    Антипод “благородного мужа” в “Лунь юе” — утилитарно ориентированный “маленький человек” (сяо жэнь): “Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости, маленький человек помышляет лишь о выгоде” (IV, 11). Вместе с тем “по природе люди близки друг другу, по воспитанию (привычкам) далеки друг от друга” (XVII, 2), неизменны только высшая (врожденная) мудрость и низшая глупость (XVII, 3). Отсутствие стремления к высшим ценностям и учению чревато падением до уровня сяо жэня. Высшая добродетель — “сыновняя почтительность и почитание старшего брата” — предусматривает перенесение норм внутрисемейных отношений на социальную сферу в целом. Основа устойчивости общественного порядка — “любовь верхов к синь—благонадежности” (XIII, 4), которая предполагает взаимное доверие управляющих и управляемых (XII, 7).
    “Лунь юй” считается наиболее надежным источником сведений о взглядах Конфуция. Идеи, содержащиеся в афоризмах “памятника”, были систематизированы и развиты последователями мыслителя, послужив основанием идеологии и философии конфуцианства.
    Лит.: Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910; Из книги “Лунь юй”, пер. и вступительная статья Н. И. Конрада. — В кн.: Китайская литература. Хрестоматия, т. 1. M., 1959; Из “Изречений” (“Лунь юй”), пер. Л. Д. Позднеевой. — В кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.', 1963; Лунь юй (главы 1—9, 11—17, 20), пер. В. А. Кривцова, — В кн.: Древнекитайская философия, т. 1. M., 1973.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2361
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ЖЭНЬ
  • ЖЭНЬ ЦЗИ-ЮЙ
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
  • ЗОЛОТОЕ ЧИСЛО
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • Избранные Чаньские Изречения
  • ЛУНЬ ЮЙ
  • Нормы общественного поведения
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • СУИ-ЖЭНЬ
  • ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • Фа-Лунь-Гун
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?
  • да чэн ци синь лунь
  • жэнь
  • канон сыновней почтительности
  • лунь юй
  • правило (поведения) золотое
  • правило золотое
  • янь те лунь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь