СИНЬ СЮЭ


СИНЬ СЮЭ
    СИНЬ СЮЭ (кит. — учение о сердце) — направление в неоконфуцианстве. Долгое время в отечественном китаеведении господствовало представление, согласно которому неоконфу
    цианство состоит из двух направлений: объективно-идеалистического, рационалистического — “ли сюэ” (“учение о принципе”) и субъективно-идеалистического, ишуитивистского — “синь сюэ”. Эту историко-философскую дихотомию ввел в научный оборот Фэн Юлаяь, считавший основоположником первого направления Чэн И, а главным представителем — Чжу Си, основоположником второго — Чэн Хао, а главными представителями — Лу Цзююаня и Ван Янмина. Синонимичными “ли сюэ” и “синь сюэ” у Фэн Юланя являются выражения “школа Чэн [И] — Чжу [Си]” и “школа Лу [Цзююаня] — Ван [Янмина]” соответственно. Для обозначения же неоконфуцианства в целом Фэн Юлань использовал термин “дао сюэ цзя” — “школа учения (истинного] пути”.
    Однако данное терминологическое различение не отражает ни традиционную историко-философскую классификацию, ни взгляды большинства современных специалистов. Термины “ли сюэ” и “синь .сюэ” взаимозаменяемы. Напр., Чжань Жошуй ( 1466—1560) постижение “небесных принципов” (тянь ли) определял как “синь сюэ”, а Лу Цзююань, наоборот, использовал термин “ли сюэ”, но не “синьсюэ”. С одной стороны, “учение о сердце” было так же специфично для школы Чэн — Чжу, как и для школы Лу — Вана, поскольку в этом пункте их полемика с буддизмом достигала наибольшего напряжения, а с другой — в таких классических сочинениях, как “Ли сюэ цзун чуань” (“Авторитетное изложение учения о принципе”) Сунь Цифэна и “Мин жу сюэ ань” (“Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин”) Хуан Цзунси минское неоконфуцианство относится к разряду “учения о принципе”, т. е. “синь сюэ” успешно погружается в “ли сюэ”. Выдающийся историк китайской общественной мысли Цянь My, в целом отвергая деление неоконфуцианства на “ли сюэ” и “синь сюэ”, доказывает, что различие между Чжу Си и Лу Цзююанем не может быть корректно проведено в рамках оппозиции ли — синь, более того, как раз для Чжу Си важнее понятие “сяот-сердце”, нежели “ди-принцип”, и поэтому чжусианство можно определить как разновидность “синь сюэ”.
    Соотношение между понятиями “ли сюэ” и “синь сюэ” скорее всего надо признать субординационным, а не координационным, как у Фэн Юланя. Если исходить из традиционных представлений, то это означает, что “синь сюэ” — разновидность или одна из теорий “ли сюэ”. Допустимо, однако, и перевертывание данной субординации, т. е. признание того, что категория “ли” подчинена категории “синь”. Выдающийся исследователь 20 в. Моу Цзунсань квалифицировал неоконфуцианство как “учение о сердце и [индивидуальной] природе” (синь син чжи сюэ), поскольку в его основе лежат два положения: 1) “[индивидуальная] природа есть принцип”, 2) “коренное сердце (т. е. психика в изначальном состоянии. — А. К.) есть принцип”. Но из этих положений видно, что переворачивание субординации “ли” и “синь” у Моу Цзунсаня имеет ценностный, а не логический смысл; не определяя специфику неоконфуцианства, категория “ли” тем не менее остается логически более общей.
    Критики дихотомии ли сюэ — синь сюэ указывают на то, что представители обеих названных школ в равной Мере изучали и “принцип” и “сердце”, а следовательно, деление поданному основанию некорректно.
    Лит.: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; ChanyC. The Development of Neo-Confucian Thought., v. 1-2. N.Y, 1957-62; Вагу W. T. de. Neo-Confucian rthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N. Y., 1981.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 951
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ДА СЮЭ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • божо сюэ
  • БОЖЭ СЮЭ
  • да сюэ
  • да чэн ци синь лунь
  • знание-как и знание-что
  • красота как методологический принцип познания
  • ли сюэ
  • принцип. учение о принципе
  • синь
  • СИНЬ
  • СИНЬ СИН-ГОУЮАНЫПУАЙ
  • синь сюэ
  • сюань сюэ
  • СЮАНЬ СЮЭ
  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
  • сян шу чжи сюэ
  • сянь сюэ
  • СЯНЬ СЮЭ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • учение о принципе
  • учение о сердце
  • Фрейм как если бы
  • хань сюэ
  • цзин сюэ
  • ЦЗИН СЮЭ
  • ЧАНЬ СЮЭ
  • чэн - чжу школа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь