(bah) янмина школа


(bah) янмина школа
Янмин сюэ пай
Согласно Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (кон. 15 - 16 в.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян ю); 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун); 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун); 5) Шань-дун-Хэнаньскую (Бэй фан); 6) Фуцзянь-Гу-андунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу. Их осн. представителями были соответственно: 1)Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 - нач. 16 в.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.); 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (кон. 15 - 16 в.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 - нач. 17 в.), 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15 - 16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.); 4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (кон. 15 - 16 в.); 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (кон. 15 - 16 в.), Ян Дунмин (16 - нач. 17 в.); 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Гл. роли на идеологич. сцене Китая 16 в. играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя - Ван Гэня (кон. 15 - 16 в.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали: Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15 - 16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16 - 17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, Оуян Дэ.
В конце 16- 1-й пол. 17 в. помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиц. ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина: Пучение "(о знании, на чем) остановиться, (и умении) совершенствоваться" (чжи сю) Ли Цая - ученика Цзоу Шоуи; 2) учение Дунлиньской школы, основатель к-рой - Гу Сяньчэн был учеником Сюэ Инци - ученика Оуян Дэ и к к-рой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн; 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками - Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.).
Осн. дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной "первосущности" (бэнь ти) и "нравств. усилий" (гунфу (2)), о связи "индивид, природы" (син (!)) и психики ("сердца" - синь (1)) с добром (шань), злом (э, см. Син (1)) и "высшим благом" (чжи шань), о способах обнаружения и практич. реализации "истинной" (чжэнь), доброй и "благосмысленной" (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.
Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом (см. Чань школа) и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как "отдающее приоритет действию" (чжу дун, см. Дун - цзин), "натуралистич." и "экзистенциалистское", или "левое крыло" янминизма. Его основоположники - Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как "левого крыла" указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократич. устремления ее представителей, склонных к утопич. ("безумному" - куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отд. личность "актуально совершенной" (сянь чэн), готовой к "мгновенному просветлению" (дунь у, см. Хуэйнэн, Чань школа) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого "естества" (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с "отсутствием/небытием" (у (1)) и "пустотой/вместимостью" (сюй) духовная "первосущность" трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравств. усилиями. Источник "истинных" идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абс. отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в "четырех постулатах" Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне "сущности сердца" Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне "вещей/дел" (концепция "четырех отсутствий"), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого "детского сердца" (чи цзы чжи синь, тун синь).
Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную "первосущность" и нравств. усилия, считая, что выявление "совершенной природы" личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и "покое" (цзин (2)). Делая акцент на положении о "доведении до конца" (чжи (5)) из тезиса Ван Янмина о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутр. "просветлению". Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет "покою" (чжу цзин), "квиетистское" (гуй цзи), или "правое крыло" янминизма. Его родоначальники - Не Бао и Ло Хунсянь, за к-рыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъ-янь и Ван Шихуай.
Третий лагерь составляли сторонники "ортодоксального", или "культивационного" (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную "первосущность" и нравств. усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма: экстравагантных "самопроявлений" "левого крыла" и самоуглубленного абсентеизма "правого крыла". Они проповедовали апробированные традиц. культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений "четырех постулатов" о наличии добра и зла на уровнях "вещей-дел", знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне "сущности сердца" (концепция "четырех наличии").
У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ.
Маньчж. завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й пол. 17 в. привели к разрушению прежде идейно доминировавшей В.Я.ш. Начавшееся в 16 в. проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. к возникновению там собств. янминистских школ - оёмэй-гакуха и янменхакпха.
** Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и ютассич. кит. философия. М., 1983; Хуан Цзунси. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев (дин.)* Мин). Кн. 1 - 12. Шанхай, 1933; Фэй Хайцзи. Ван Янмин сяньшэн дэ мэньжэнь син син као (Изучение характера и деятельности учеников Ван Янмина) // Сяньдай гоцзя. Т. 90. 1972; Его же. Ван Янмин мэньжэнь гэсин чжи жэньши (Индивид, ознакомление с учениками Ван Янмина) // Дунфан цзачжи. 1972. Т. 5. № 12; Окада Такэхико. Оёмэй то Минмацу но дзюгаку (Ван Янмин и конфуцианство кон. (дин.) Мин). Токио, 1970; ChangC. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 98-148; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol.23. N1-2. P. 139-149.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1564
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • BAH ЯНМИН
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ВАН ЯНМИН
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов»
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Фа-Хуан-Цзин
  • ЦЗОУ ЯНЬ
  • ЧАНЬ ШКОЛА
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И
  • ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН
  • ван Леннепа тест четырех изображений
  • совершенной истины учение
  • тайчжоуская школа
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан цзунси
  • хуан чжэнь
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди нэй цзин
  • хуан-ди учение
  • цзоу янь
  • чань школа
  • шань хай цзин
  • школа духовной драгоценности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь