ВАН ЯНМИН


ВАН ЯНМИН
(род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань)
кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную теоретико-познавательную систему. См. Китайская философия.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ВАН ЯНМИН
    BAH ЯНМИН (Ван Шоужэнь, Ван Боань) (31 октября 1472, уезд Юйяо области Шаосин провинции Чжэцзян— 9 января 1529, Наньань провинции Цзянси)—китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле т. н. учения о сердце (синь сюэ), литератор. Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомствам общественных работ и юстиции, руководил провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в захолустную провинцию Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в южной столице—Нанкине, в конце жизни был губернатором провинций Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет военных и гл. о. социальнополитических мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567.
    Главные философские сочинения — “Чуань си лу” (“Записи преподанного и воспринятого”), “Да сюэ вэнь” (“Вопросы к “Великому учению””), “У цзин и шо” (“Собственное мнение о “Пяти канонах””), “Чжу-цзы вань нянь дин лунь” (“Положения, установленные Чжу Си в конце жизни”) и др. Построения Ван Янмина отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня, основоположника “учения о сердце” (синь сюэ). В частности, Ван Янмин тоже видел в конфуцианских канонах не более чем образцовые материальные свидетельства абсолютных истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Янмин был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением оппонента Лу Цзююаня — Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, напр., стал отдавать предпочтение внутреннему совершенствованию .перед накоплением “внешних” знаний. В ранний период творчества Ван Янмин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению тезиса о “выверении вещей”. Впоследствии он дал теоретическое обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: “выверять вещи” следует в собственном “сердце” (синь). Этот теоретический тезис был обогащен выводом, полученным Ван Янмином в результате “внезапного просветления”— озарения в одну из ночей 1508 года: “сердце и есть принцип”, т. е. ди-принцип—структурообразующее начало всего сущего — исходно присутствует в психике. “Принципы”, которые должны быть раскрыты посредством “выверения вещей”, следует искать в самом субъекте, а не во внешнем мире, не зависящем от него. Понятие “ли”-принцип встало у Ван Янмина в один ряд с этическими идеалами “долга/справедливости” (н), “благопристойности” (ли), “благонадежности” (синь) и т. п. Это положение он подкреплял авторитетом конфуцианских канонов, соответствующим образом их интерпретируя (“У цзин и шо”). Специфический элемент системы взглядов Ван Янмина—доктрина “совпадающего единства знания и действия” (чжи син хэ и, см. Чжи—син). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть главной категории учения Ван Янмина — “благосмыслие” (ляп чжи). Его тезис о “доведении благосмыслия до конца” (чжи лян чжи) — синтез понятий “доведение знания до конца” (чжи чжи) из “Да сюэ” и “благосмыслие” (варианты перевода — “врожденное знание”, “естественное знание”, “интуитивное знание”, “доопытное нравственное знание” и т. д.) из конфуцианского канона “Мэн-цзы” (3 в. до н, э.). “Благосмыслие” (“то, что (человек] знает без рассуждений”) в “Мэн-цзы” параллельно понятию “благомочие” (лян нэн—“то, на что [человек] способен без научения”). У Ван Янмина “благосмыслие” тождественно “сердцу” и имеет пространный смысловой диапазон: “душа”, “дух”, “познание”, “знание”, “чувства”, “воля”, “сознание” и даже “подсознание”. Оносамородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой “Великой пустотой” (тай сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточием “небесных принципов”, основой врожденного нравственного чувства и нравственного долга. Т. о., конфуцианский тезис о “доведении знания до конца”, который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до “истощения принципов”— цюн ли), Ван Янмин толковал с привлечением категории “благосмыслие” и положения о “совпадающем единстве знания и действия” как максимально полное воплощение в жизнь высших нравственных идеалов.
    Гносеологические воззрения Ван Янмина нашли концентрированное выражение в “четырех постулатах” (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: “Отсутствие и добра, и зла—такова сущность сердца. Наличие добра и зла— таково движение помыслов. Знание добра и зла—таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла—таково выверение вещей”. До Ван Янмина неоконфуцианцы предлагали решения вопросов о “сердце” и его деятельности, акцентируя внимание гл. обр. на покоящейся, непроявленной “сущности сердца”. Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции Ван Янмин, обосновывая единство “субстанции и функции” (ти—юн), “движения и покоя” (дун—цзин), “непроявленности (духовного состояния) и проявленности” (вэй фа—и фа) и т. п., делал вывод о необходимости активной практической деятельности и пагубности ухода от жизни.
    В отношении к даосизму и буддизму Ван Янмин следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое — “учение двух родоначальников” (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству—“учению совершенномудрьк” (шэн жэнь чжи сюэ). С точки зрения Ван Янмина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистический пафос: они, может быть, хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной “вульгарными конфуцианцами” версии “учения совершенномудрых”. Ван Янмин разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, которые по своей “утонченности” (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их “отбросы”—вульгаризованные элементы учений и практики, в т. ч. даосскую технику и идеологию “пестования жизни” (ян шэн). Он отвергал концепцию сознания буддийской Чань школы, считая, в частности, что требование освобождения от “привязанности” к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этических обязанностей и привязанности к эгоистическому “я”. Восходящая к Шэньхуэю (кон. 7—8 в.) концепция “отсутствия мысли” как возвращения духа к первоначальному состоянию “спокойствия” несостоятельна, поскольку “благосмыслие” не может не “сознавать” даже во сне. Учение родоночальника южной ветви чань-буддизма Хуэйнэна (7—8 вв.) о “мгновенном просветлении” — спонтанном постижении собственной “природы будды”, по Ван Янмину, основывается на “вакуумной пустоте” (куй сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом—“доведением знания до конца”, “деланием помыслов искренними” и “исправлением сердца”. Вместе с тем учение Ван Янмина и чань-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в т. ч. общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика. Развитие Ван Янмином ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологического соединения их учений: Лу [Цзююаня]—Ван (Янмина] школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок. Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи, Ван Гэнь и др. Учение Ван Янмина идейно доминировало в Китае до сер. 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие философской мысли в Японии и Корее. В новейшее время воздействие идей Ван Янмина испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шуман, Фэн Юлань, Хэ Линь и др. китайские мыслители.
    Соч.; Се Тинцзе (изд.). Ван Вэньчэн-гун цюань шу (Поля. собр. соч. Вана, князя Культурного совершенства).—В сер.: Сы бу цун кань. (Б. м], 1972; Chan Wng-tsit. Instructions for Practical Living and other Neo-Confacian Writings by Wang Yang-ming. N.Y., 1963; Chins T. The Philosophical Letters of Wang Yang-ming. Canberra, 1972.
    Лит.: КобзевА. Я. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; и W-ming. Neo-Confucian Thought in Action. Wang Yang-ming's Youth (1472—1509). Berk.—Los. Ang.-L. 1976; Сча A.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yangming's Moral Psychology. Honolulu, 1982.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1647
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • (bah) янмина школа
  • BAH ЯНМИН
  • ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ
  • Вонг Зонг-Мин / Wang, Zhong-Ming
  • ЖИВОЕ ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ ВРОЖДЁННОЕ
  • ЗНАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
  • Знание
  • Знание в социальном мире
  • Знание о смерти
  • МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ
  • ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СПЕКУЛЯТИВНОЕ ЗНАНИЕ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  • ван янмин
  • врожденное знание
  • знание
  • знание
  • знание
  • знание - действие
  • знание врожденное
  • знание-как и знание-что
  • знание: применение
  • новое знание
  • принцип. учение о принципе
  • учение о сердце



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь