Знание в социальном мире


Знание в социальном мире
        «ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ» - книга Элвина Голдмана, представителя нормативистского направления в социальной эпистемологии (Goldman Alvin I. Knowledge in a Social World. Oxford, N.Y., 2003. 407 с). Состоит из трех частей и 11 глав. Голдман принадлежит к той традиции в эпистемологии, дающей эпистемологическую оценку социальным институтам, которую выводят от Ф. Бэкона и Дж. Локка (см.: Schmitt Frederick F. Veritistic value // Social epistemology. 2000.Vol. 14. № 4. 259). По собственной классификации Голдман принимает классический подход в социальной эпистемологии, а именно тот, который делает акцент на традиционной эпистемической цели получения истинных убеждений. Задачу своей книги Голдман видит в разработке фундамента для оценки социальных практик с точки зрения их влияния на истинностные характеристики убеждений субъектов. Голдман противопоставляет свой подход неклассическим подходам в социальной эпистемологии: «сильной программе» (Б. Барнс, Д. Блур), постмодернистскому (Р. Рорти, Ж. Деррида, М. Фуко, Н. Гудмен и др.) и социально-конструктивистскому (Б. Латур, С. Вулгар) течениям.
        «Веристская» (от лат. Veritas — истина, термин Голдмана) эпистемология видится им как специальная дисциплина, нормативная функция которой состоит в том, чтобы не ограничиваться существующими социальными практиками, но предписывать должные практики на основании теоретического анализа. В связи с этим Голдман предписывает изучать не только актуальные, но и возможные практики с точки зрения их вклада в истинное знание. При этом истину он определяет в терминах теории корреспонденции, а знание понимает в слабом смысле как истинное убеждение.
        «Веритистская» оценка Голдманом социальных практик основана на том, что убеждению приписывается определенная ценность (V-ценность) в зависимости от того, насколько данное убеждение приближается к реальному положению дел. В связи с этим становится возможна «веритистская» оценка (V-оценка) социальной практики на основании того, насколько использование данной практики приводит к формированию у субъектов, включенных в практику, V-ценных убеждений (знаний).
        Подход Голдмана к понятию социальных практик позволяет причислять его к индивидуалистическому направлению (см.: Pelletier Francis Jeffry. A problem for Goldman on rationality// Social epistemology. 2000. Vol. 14. № 4. R 239), поскольку социальные практики оцениваются им в терминах их влияния на суммарное знание участвующих в них отдельных индивидов. Поэтому социальная эпистемология Голдмана подразумевает его индивидуальную эпистемологию, разработанную им в труде «Эпистемология и когниция» (Goldman Alvin I. Epistemology and Cognition. Cambridge, Mass., 1986).
        В первой части книги («Основания») содержится критика постмодернистских направлений в эпистемологии (глава «Эпистемология и постмодернистское сопротивление»); рассматриваются различные подходы к понятию истины, среди которых Голдман выделяет корреспондентную теорию (глава «Истина»); вводится понятие «веритистского» подхода (глава «The Framework»). Во второй части («Базовые (Generic) социальные практики») Голдман разрабатывает основы собственного анализа социальных практик с точки зрения их вклада в истинное знание. В главе «Свидетельство» рассматривается практика простого обращения к наблюдаемому или доказательства, связанного с предположительно наблюдаемыми явлениями. Глава «Аргументация» анализирует такие речевые практики, как аргументация и спор. В главе «Технология и экономика коммуникаций» идет речь о влиянии технологий и экономики на распространение информации. В главе «Регуляция речи и рынок идей» исследуется значение правил, ограничивающих коммуникацию и распространение информации.
        Разрабатывая основания для анализа базовых (generic) социальных практик, Голдман пользуется математическим аппаратом — теоремой Т. Байеса (английский математик 18 в.). Теорема Байеса освещает вероятность события А при условии, что произошло событие В. Применение данной теоремы Голдманом освещает вероятность события (А =Х) при условии, что имеется свидетельство об этом событии или гипотеза о нем (В=свидетельство, что X произошло). Степень владения знанием Голдман рассматривает в терминах степени уверенности индивида в объективно истинном утверждении. Применение теоремы Байеса к вторичным вероятностям (вероятность верности свидетельства или предсказания), по Голдману, всегда повышает степень владения истиной.
        Если во второй части книги разрабатывается аппарат для анализа базовых социальных практик, то в третьей части (во многом прикладной) Голдман анализирует частные социальные практики, такие как наука, юриспруденция, демократия, образование (одноименные главы), с точки зрения собственного «веритистского» подхода.
        Хотя детальная разработка Голдманом его подхода к социальным практикам во многом заслуживает критики, многие эпистемологии берут этот подход на вооружение (как основанный на истине) в качестве главной эпистемологической ценности и этим противостоящий неклассическим, в том числе постмодернистским, подходам к проблеме знания.
        Ю.С. Моркина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1495
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ”
  • Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
  • Декларативное знание
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЗНАНИЕ НАУЧНОЕ
  • ЗНАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ
  • ЗНАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
  • Знание
  • Кодекс психологической практики
  • ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ
  • ПАРАНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
  • Психология с эмпирической точки зрения
  • СПЕКУЛЯТИВНОЕ ЗНАНИЕ
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  • ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ТОРНА
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе
  • Эпистемология психологическая (epistemology psychological)
  • знание
  • знание
  • знание
  • знание - действие
  • знание-как и знание-что
  • знание: применение
  • ленинградская школа эпистемологии
  • междисциплинарность в эпистемологии
  • петербургская школа эпистемологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь