|
Знание в социальном миреЗнание в социальном мире «ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ» - книга Элвина Голдмана, представителя нормативистского направления в социальной эпистемологии (Goldman Alvin I. Knowledge in a Social World. Oxford, N.Y., 2003. 407 с). Состоит из трех частей и 11 глав. Голдман принадлежит к той традиции в эпистемологии, дающей эпистемологическую оценку социальным институтам, которую выводят от Ф. Бэкона и Дж. Локка (см.: Schmitt Frederick F. Veritistic value // Social epistemology. 2000.Vol. 14. № 4. 259). По собственной классификации Голдман принимает классический подход в социальной эпистемологии, а именно тот, который делает акцент на традиционной эпистемической цели получения истинных убеждений. Задачу своей книги Голдман видит в разработке фундамента для оценки социальных практик с точки зрения их влияния на истинностные характеристики убеждений субъектов. Голдман противопоставляет свой подход неклассическим подходам в социальной эпистемологии: «сильной программе» (Б. Барнс, Д. Блур), постмодернистскому (Р. Рорти, Ж. Деррида, М. Фуко, Н. Гудмен и др.) и социально-конструктивистскому (Б. Латур, С. Вулгар) течениям. «Веристская» (от лат. Veritas — истина, термин Голдмана) эпистемология видится им как специальная дисциплина, нормативная функция которой состоит в том, чтобы не ограничиваться существующими социальными практиками, но предписывать должные практики на основании теоретического анализа. В связи с этим Голдман предписывает изучать не только актуальные, но и возможные практики с точки зрения их вклада в истинное знание. При этом истину он определяет в терминах теории корреспонденции, а знание понимает в слабом смысле как истинное убеждение. «Веритистская» оценка Голдманом социальных практик основана на том, что убеждению приписывается определенная ценность (V-ценность) в зависимости от того, насколько данное убеждение приближается к реальному положению дел. В связи с этим становится возможна «веритистская» оценка (V-оценка) социальной практики на основании того, насколько использование данной практики приводит к формированию у субъектов, включенных в практику, V-ценных убеждений (знаний). Подход Голдмана к понятию социальных практик позволяет причислять его к индивидуалистическому направлению (см.: Pelletier Francis Jeffry. A problem for Goldman on rationality// Social epistemology. 2000. Vol. 14. № 4. R 239), поскольку социальные практики оцениваются им в терминах их влияния на суммарное знание участвующих в них отдельных индивидов. Поэтому социальная эпистемология Голдмана подразумевает его индивидуальную эпистемологию, разработанную им в труде «Эпистемология и когниция» (Goldman Alvin I. Epistemology and Cognition. Cambridge, Mass., 1986). В первой части книги («Основания») содержится критика постмодернистских направлений в эпистемологии (глава «Эпистемология и постмодернистское сопротивление»); рассматриваются различные подходы к понятию истины, среди которых Голдман выделяет корреспондентную теорию (глава «Истина»); вводится понятие «веритистского» подхода (глава «The Framework»). Во второй части («Базовые (Generic) социальные практики») Голдман разрабатывает основы собственного анализа социальных практик с точки зрения их вклада в истинное знание. В главе «Свидетельство» рассматривается практика простого обращения к наблюдаемому или доказательства, связанного с предположительно наблюдаемыми явлениями. Глава «Аргументация» анализирует такие речевые практики, как аргументация и спор. В главе «Технология и экономика коммуникаций» идет речь о влиянии технологий и экономики на распространение информации. В главе «Регуляция речи и рынок идей» исследуется значение правил, ограничивающих коммуникацию и распространение информации. Разрабатывая основания для анализа базовых (generic) социальных практик, Голдман пользуется математическим аппаратом — теоремой Т. Байеса (английский математик 18 в.). Теорема Байеса освещает вероятность события А при условии, что произошло событие В. Применение данной теоремы Голдманом освещает вероятность события (А =Х) при условии, что имеется свидетельство об этом событии или гипотеза о нем (В=свидетельство, что X произошло). Степень владения знанием Голдман рассматривает в терминах степени уверенности индивида в объективно истинном утверждении. Применение теоремы Байеса к вторичным вероятностям (вероятность верности свидетельства или предсказания), по Голдману, всегда повышает степень владения истиной. Если во второй части книги разрабатывается аппарат для анализа базовых социальных практик, то в третьей части (во многом прикладной) Голдман анализирует частные социальные практики, такие как наука, юриспруденция, демократия, образование (одноименные главы), с точки зрения собственного «веритистского» подхода. Хотя детальная разработка Голдманом его подхода к социальным практикам во многом заслуживает критики, многие эпистемологии берут этот подход на вооружение (как основанный на истине) в качестве главной эпистемологической ценности и этим противостоящий неклассическим, в том числе постмодернистским, подходам к проблеме знания. Ю.С. Моркина Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|