СТОЯ, Стоическая школа


СТОЯ, Стоическая школа
    СТОЯ, Стоическая школа (????, ?????? ???????•), одна из ведущих школ античной философии с 3 в. до н. э. по 2 в. н. э. Основатель - Зенон из Кития. Название школы происходит от названия здания, где ок. 300 до н. э. начал преподавать Зенон - т. н. Расписной Стой (???? ???????), портика на афинской агоре, построенного в 5 в. до н. э. и украшенного росписями Полигнота и других художников (D. L. VII 5; Pausan. I 15). По этому месту получили название и приверженцы школы: философы «из Стой», «стоики» (?? ???? ?????, ???????). Постоянного учебного центра, подобного Академии и Ликею, стоики, по-видимому, не имели: даже в начальный период преподавание велось в разных местах, например, в Одеоне (крытом музыкальном театре) при Хрисиппе (D. L. VII 184), а позднее и вне Афин.
    Школьное преемство. Последовательность схолархов прослеживается по разным источникам вплоть до 1 в. до н. э.; особое значение имеет т. н. «Геркуланейский список стоиков» (ISHerc), содержащий имена многих мелких адептов школы примерно до конца 2 в. до н. э. После Зенона (ум. ок. 262 до н. э.) схолархами были Клеанф (ум. ок. 232 до н. э.), Хрисипп из Сол (ум. ок. 208/4), Зенон из Тарса (ум. ок. 150), Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса (ум. ок. 129), Панетий (ум. ок. 110), Мнесарх и Дардан.
    Периодизация. По сложившейся в 19 в. традиции историю Стой принято делить на три периода - Ранний (3-2 вв. до н. э.), Средний (2-1 вв. до н. э.) и Поздний (1-2 вв. н. э.). Деление это весьма условно и отражает не столько смену поколений внутри школы, сколько основные этапы эволюции стоической доктрины.
    1) Ранняя Стоя. Главные представители: Зенон, Аристон Хиосский,
    Герилл, Персей, Клеанф. Самый значительный представитель и систематизатор стоического учения - ученик Клеанфа Хрисипп. Во 2 в. до н. э.
    наибольшей известностью пользовались Диоген Вавилонский и Антипатр
    из Тарса. В этот период происходит формулировка догматики школы, разработка трех основных дисициплин - логики, физики и этики (подробнее см.
    Стоицизм). В 1-й пол. 2 в. Стоя по ряду вопросов вела полемику с академиками, в частности с Аркесилаем и Карнеадом. В это же время учение Стой
    стало известно в Риме.
    2) Средняя Стоя. В этот период происходит заметная модификация
    школьной догматики, которая обогащается платоническими и перипатетическими элементами. Первым представителем данного этапа был ученик
    Антипатра Панетий Родосский. Затем школу некоторое время возглавляли
    Мнесарх и Дардан. После них о школьном преемстве в Афинах сведений
    нет, и наиболее известные стоики уже не были схолархами. С этого времени
    разумнее говорить не о «стоической школе» в институциональном плане,
    а о стоической традиции. Крупнейший представитель Средней Стоя - ученик Панетия Посидоний (ум. ок. 50. до н. э.), открывший собственную школу на Родосе, где бывали влиятельные римляне, в т. ч. Цицерон и Помпеи.
    Благодаря просветительской деятельности Посидония стоическое учение
    приобрело в Риме большую популярность.
    3) Поздняя (Римская) Стоя. В этот период школьная теория все
    больше ограничивается этикой, а эта последняя сводится к моралистике;
    логика и физика приобретают статус вспомогательных дисциплин. Центром
    стоической мысли становится Рим, где жили или учились все сколько-нибудь заметные представители Поздней Стоя, в т. ч. Сенека (ум. 65 н. э.),
    Эпиктет (ум. в 1-й четв. 2 в. н. э.) и Марк Аврелий (ум. 180 н. э.). Как существовала и существовала ли стоическая школа в Афинах в 1 в. до н. э. —
    2 в. н. э., мы не знаем. Известно лишь, что в 176 имп. Марк Аврелий посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры, - платоническую,
    стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, - содержавшиеся за государственный счет (Philostr. V. Soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31).
    В рамках стоической традиции продолжалась ученая, комментаторская деятельность — составление учебников (по этике — Гиерокл), истории школы (Аполлоний Тирский), занятия аллегорезой (Корнут, Гераклит), астрономией (Гемин, Клеомед, Манилий). Как самостоятельное интеллектуальное течение эта традиция прекратила существование, по-видимому, в 1-й пол. 3 в.
    Сочинения представителей Ранней Стой сохранились лишь в виде фрагментов (собраны в издании фон Арнима: S VF I—III). To же самое относится к авторам Средней Стой (изданы фрагменты Панетия и Посидония). Цельные сочинения сохранились только от представителей последнего периода. Наиболее известны: трактаты Сенеки, «Беседы» Эпиктета, «К самому себе» Марка Аврелия.
    Стоя неизменно пользовалась вниманием властей. Зенон состоял в дружеских отношениях с царем Македонии Антигоном Гонатом и послал к нему своего воспитанника Персея (SVF I 3; 439), который стал его приближенным и военачальником (443). Сфер был советником спартанского царя Клеомена, Панетий пользовался расположением Сципиона Эмилиана, Посидоний принимал на Родосе Цицерона и Помпея. Арий Дидим был советником имп. Августа, Сенека воспитывал молодого Нерона, а Марк Аврелий в императорском сане символически воплотил притязания Стой на роль самой влиятельной школы Рима 1-2 вв. н. э.
    Источники: Index Stoicorum Herculanensis. Ed. A. Traversa. Genova, 1952.
    Лит.: Pohlenz M. Die Stoa. Geschichte einer geistigen Bewegung. Bd. 1-2. Gott., 1964-19653; Schmekel A. Die Philosophie der Mittleren Stoa. Hldh., 19742; Arnold V. E. Roman Stoicism. L., 19582; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
    А. А. СТОЛЯРОВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1943
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • АВРЕЛИЙ АНТОНИН, МАРК
  • АНТИПАТР ИЗ ТАРСА
  • АНТИПАТР из Тарса
  • Грохолевски, Зенон
  • ЗЕНОН
  • ЗЕНОН
  • ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ
  • ЗЕНОН ИЗ ТАРСА
  • ЗЕНОН из Тарса
  • ЗЕНОН-СТОИК
  • ЗЕНОН-СТОИК
  • Зенон
  • МАРК АВРЕЛИЙ
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • Марк Аврелий
  • Рефракторный период (период невозбудимости)
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СТОЯ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ.
  • Школы без неудачников (schools without failure)
  • Школы пророков
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • школы раннего буддизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь