АНТИПАТР ИЗ ТАРСА


АНТИПАТР ИЗ ТАРСА
    АНТИПАТР ИЗ ТАРСА ?????????? ? ???????) (2 в. до н. э.), философ-стоик, ученик и преемник Диогена Вавилонского на посту главы Стой, учитель Панетия. Современник и соотечественник Архедема (Strab. XIV 5, 14). Возглавил школу ок. 150 до н. э. (ISHerc. col. 53); покончил с собой незадолго до смерти Карнеада - предположительно, ок. 129 до н. э. (D. L. IV 64).
    Из многочисленных сочинений А. (сохранились незначительные фрагменты) известны: 1) логические - «О речевом выражении и выражаемом [смысле»] (???? ?????? ??? ??? ?????????), «Об определениях» (???? ????), «? возможном» (???? ???????) и «О повелевающем рассуждении» (???? ??? ???????????); 2) физические - «О богах», «О мантике» в 2-х кн.; 3) этические - «О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное - благо» ??? ???? ??????? ????? ?? ????? ?????? ) ? 3-х КН., «О совместной ЖИЗНИ С женщиной» (???? ???????? ??????????), «О браке» (???? ?????), «О суеверии» (???? ??????????????); 4) прочие - «О различии между Клеанфом и Хрисиппом» (???? ??? ????????? ??? ????????? ????????), «О школах» (???? ??? ????????). Трактат «О мире» (D. L. VII 148) может с равной вероятностью принадлежать А. и Антипатру из Тира, а трактаты «О гневе» (Athen. XIV 643f), «О сущности» (D. L. VII 150) и «О душе» (Ibid., 157), как принято считать, с большей вероятностью принадлежали последнему. Особую задачу А. видел в том, чтобы защищать школьное учение от критики Карнеада, развернувшего в то время кампанию против стоической догматики (Plut. De garrul. 23, 514d; Eus. Pr. Ev. XIV 8, 10).
    Учение. В школе и за ее пределами А. пользовался репутацией «умнейшего человека» (homo acutissimus - Cic. De off. Ill 51), «мастера диалектики» (princeps dialecticorum - Cic. Acad. II143) и был одним из крупнейших логиков последнего периода Ранней Стой. В рамках логической области А. занимался грамматикой и к пяти частям речи добавлял наречие (??????? -D. L. VII 57), дал четкую формулировку определения (VII 60) и критерия истины - «постигающего представления» (VII 54). В сфере собственно логики он был, видимо, единственным после Хрисиппа, кто вводил новшества, - в частности, понятие «неканоничных» силлогизмов с одной посылкой (???????????? -Alex. In Top. 8, 16; Sext. Adv. math. VIII 443). Занимался модальными высказываниями («О возможном») и анализом Диодорова текста, где примыкал к Клеанфу, как и Архедем («О повелевающем рассуждении» - Epict. Diss. II 19, 2; 9).
    Физика А. вполне канонична. Он традиционно определял космос как единый, конечный и шарообразный (D. L. VII 140), бога называл «блаженным, бессмертным и благодетельным к людям живым существом» (Plut. St. rep. 38, 105If) и судьбой (Aet. I 27, 6). Интересовался природой гадания (и собирал о нем материалы), всеобщей связью причин и полагал, что в их основе лежит мыслящая божественнуая сила, разлитая по всеу миру (Cic. Divin. II 35 ср. I 39; II 144 и др.). Предпочитал аллегорезу физического типа (Macr. Sat. 117, 36; 57).
    В основных положениях этики А. придерживался ортодоксальных школьных позиций. Таковы, например, его суждения о природе блага, зла и безразличного, самодостаточности добродетели и т. д. (Sen. Ер. 87,38; Clem. Strom. V 14). Вместе с тем, как Диоген Вавилонский и Архедем, А. стремился преодолеть двусмысленность понятия «природа» и в связи с этим уточнил понятие «ценность», а также модифицировал формулировку конечной цели. ?., вероятно, полагал, что «предпочитаемые» вещи обретают «ценность» тогда, когда благодаря разумному выбору извлекаются из сферы «безразличного» и получают статус «соответствующего природе (разумной)»; это, в терминологии ?., «ценность, приданная в акте выбора» (???? ????????? - Stob. II 7, 7f. 5). Момент разумного выбора подчеркнут в двух определениях конечной цели: «Жить, избирая то, что отвечает природе, и отбрасывая то, что ей не отвечает» и «совершать все от нас зависящее, неуклонно и постоянно, для обретения того, что выделяется как соответствующее природе» (Stob. II7,6а. 14—16). Внимание к практической этике отражено в соч. «О браке» и «О совместной жизни с женщиной», где речь и идет о нормах отношения между супругами, близкими и родственниками: уважении, заботливости, правильной организации совместной жизни и т. д. О внимании А. к практическим ситуациям (как применять этические принципы на деле, соизмеряя личную выгоду и нравственную позицию, - жертвуя при необходимости первой ради второй) свидетельствует обширный текст (Cic. De off. Ill 50 ел.): А. требует меньше считаться с личной пользой, чем Диоген Вавилонский.
    О набиравших в то время тенденциях школы красноречиво свидетельствуют соч. А «О различии между Клеанфом и Хрисиппом» и «О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное - благо»: первое говорит о начале внутришкольной рефлексии над традиционными догмами, второе - о готовности обращаться к внешкольным авторитетам, и прежде всего к Платону.
    Ученики и влияние. Вокруг А. (как и вокруг Диогена Вавилонского и Архедема) сложился кружок учеников, - «антипатровцы» (Athen. V 186 а). В разное время в него, помимо Панетия Родосского, входили: Гераклит из Тарса, утверждавший, что прегрешения не равны между собой (D. L. VII 121), Гай Блоссий из Кум, Сосиген, испытавший, возможно, влияние перипатетической физики (Alex. De mixt. 216 Bruns), вероятно, Хрисерм Александрийский и Дионисий Киренский.
    Наряду с Диогеном Вавилонским и Архедемом А. - наиболее универсальный представитель последнего периода Ранней Стой, хранивший традиции учения, но вместе с тем намечавший его модификацию в этической области. Пользовался большим авторитетом, упоминался и цитировался наряду с основателями учения вплоть до 2 в. н. э. (Cic. De fin. I 6; Tusc. V 107; Sen. Ep. 92, 5; Epict. Diss. II 17, 40; III 2, 13; 21, 7).
    Фрагм.: SVF III, p. 244-258 (fr. 1-67).
    Лит.: Cohn L. Antipater von Tarsos. В., 1905; Hense O. Zu Antipatros von Tarsos, -RhM73, 1930, S. 290-306; Long A. A. Cameades and the Stoic Telos, - Phronesis 12, 1967, p. 59-90; Soreth M. Die zweite Telosformel des Antipater von Tarsos, -AGPh 50,1968, S. 48-72; Backhouse T. Antipater of Tarsus on False «phantasiai»: (PBerol inv. 16545), - Papiri Filosofici: Miscellanea di Studi. 3. Fir., 2000, p. 7-31.
    А. А. СТОЛЯРОВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1428
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • АНТИПАТР ИЗ ТИРА
  • АНТИПАТР из Тарса
  • АНТИПАТР из Тира
  • Время реакции выбора (choice reaction time)
  • ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
  • ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
  • ЗЕНОН ИЗ ТАРСА
  • ЗЕНОН из Тарса
  • О природе логики
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ЖИЗНИ
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Соперничество между потгомками
  • Трактат о человеческой природе
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели
  • ЦЕННОСТЬ
  • ЦЕННОСТЬ
  • Ценность
  • цели человеческой жизни
  • ценность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь