ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ


ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
    ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ, или Диоген из Селевкии (???????? ? ??????????, ? ?????????) (ок. 240 - ок. 150 до н. э.), стоик, ученикХрисиппа, один из самых влиятельных представителей Ранней Стой. Родом из Селевкии на Тигре (эту область собирательно называли «Вавилонией», Strab. VI 1, 1). Год рождения приблизительно 240 до н. э. (если принять 88 лет жизни, согласно Luc. Macrob. 20, и год смерти ок. 150). Учился сначала у Хрисиппа, а затем, возможно, у его преемника Зенона Тарсийского, после которого возглавил школу (ISHerc. col. 48). При Д. школа пользовалась большим влиянием, о чем говорит тот факт, что Д. вместе с академиками Карнеадом и Критолаем ездил в Рим в 155 в составе афинского «философского» посольства, просившего освободить Афины от штрафа за разграбление Оропа - Cic. Acad. II 137; Tusc. IV 5; Gell. N. Att. VI 14, 8. Выступая в Риме, Д. впервые познакомил римлян со стоическим учением и впоследствии пользовался среди них большим уважением. Цицерон называет Д. «авторитетным и влиятельным стоиком» (magnus et gravis stoicus - De off. Ill 51).
    От сочинений Д. сохранились незначительные фрагменты. Известны: 1) логические: «О звучащей речи» (???? ????? - D. L. VII55), «Диалектика» (?????????? ????? - Ibid. 71), «О риторике» (Philod. De rhet. V. I p. 329 ел. Sudh.); 2) физические: «О ведущей части души» (???? ??? ??? ????? ?????????? - Galen. PHP II 8), «Об Афине» (Philod. De piet. 15; Cic. Nat. D. I 41), «Мантика» (Cic. Divin. I 6); 3) этические: «Этика» (Epict. Diss. II 19,14), «О благородном происхождении» (Athen. IV 168 e), «О законах» (Athen. XII 526 c); 4) прочие: «О музыке» (Philod. De mus. p. 5 ел. К.).
    В сочинениях Д. затрагивались, вероятно, почти все основные и многие вспомогательные вопросы стоического учения. В большей степени традиционалист, чем новатор, Д. тем не менее уточнял и прояснял школьные определения, а в некоторых случаях предлагал собственные. Вероятно, именно при Д. процесс оформления раннестоической традиции окончательно завершился. Трактат «О звучащей речи» служил Диоклу Магнесийскому, а затем Диогену Лаэртию источником нормативных формулировок в области грамматики, морфологии, речевой стилистики и т. д. (D. L. VII56 ел.). Логике в узком смысле посвящена «Диалектика», где Д., насколько можно судить, следовал Хрисиппу (напр., в области классификации высказываний - Ibid. 71).
    Физические воззрения Д. достаточно каноничны - хотя он, возможно, подвергал сомнению (как и Зенон из Тарса) догму о «воспламенении» (Philo. Aetern. 15). В трактате «О ведущем начале души» Д. поддержал Зенона и Хрисиппа, помещавших это начало в сердце (Galen. PHP II 5 ел.). В теологии Д. развивал аргументы основателя школы: богов почитать разумно, почитать несуществующее неразумно, - следовательно, боги существуют (Sext. Adv. math. IX 133-134). Специально занимался аллегорезой -в трактате «Об Афине» рождение богини из головы Зевса трактовалось как определенного рода физический процесс (Cic. Nat. D. I 41), - и мантикой (Cic. Divin. I 6; 84; II 90).
    В основных вопросах этики Д., как правило, верен школьной догме (напр., традиционному учению о благе, зле и безразличном, добродетели и т. д. - Epict. II 19, 13; Cic. De fin. III 33; 49 ел.). Вместе с тем, он предложил и некоторые новшества. Желая, как впоследствии Антипатр и Архедем, подчеркнуть значение разумного выбора, Д., возможно впервые, ввел термин ?????, понимая под ним суждение, придающее избранному статус «ценного» и «соответствующего природе» (Stob. II 7, 7f, p. 84, 4 Wachsm.). Конечную цель Д. определял как «благоразумие в выборе того, что соответствует природе» (D. L. VII 88; Clem. Strom. II 21). Возможно, это первый признак заметного в послехрисипповой Стое желания каким-то образом расширить понятие блага за счет «первичного по природе». С этим согласуется попытка Д. допустить коррекцию выбора на основе критерия полезности, если это не изменяет природы самого выбора (Cic. De off. Ill 50 ел.).
    Кроме того, Д. занимался теорией общества и государства, риторикой, музыкой. В соч. «О законах» и «О благородстве» он, по-видимому, развивает концепцию «естественного закона». В трактате «О риторике» разбирает специальные технические вопросы, но также проводит мысль о том, что мудрец является наилучшим оратором и что он должен ставить свое искусство на службу отечеству. Фрагменты трактата «О музыке» (в одноименном соч. Филодема) свидетельствуют о знакомстве Д. с теоретической и исторической сторонами этой тематики.
    В числе самых известных учеников Д. (ср. Athen. V 186 а: «диогенов-цы») были Антипатр и Архедем из Тарса; весьма вероятно, что Д. слушал и Панетий. В восприятии позднейших авторов - Цицерона, Плутарха (St. rep. 2, 1033d), Эпиктета (Diss. II19, 13), Галена — имя Д. стояло в одном ряду с именами основателей стоической школы.
    Фрагм.: SVF III, р. 210-243 (fr. 1-126).
    Лит.: Bonhoffer ?. Die Telosformel des Stoikers Diogenes, - Philol 67, 1908, S. 582-605; Schafer M. Diogenes als Mittelstoiker, - Ibid. 91, 1936, S. 174-196; LongA. A. Carneades and the Stoic Telos, - Phronesis 12, 1967, p. 59-90; DumoniJ. P. Diogene de Babylone et la preuve ontologique, - RPh, 1982, p. 389-395; Idem. Diogene de Babylone et la deesse Raison. La Metis des stoiciens, -BAGB 1984, p. 260-278; ObbinkD., Van der Waerdt P A. Diogenes of Babylon: the Stoic Sage in the City of the Fools, - GRBS 32, 1991, p. 355-396; Delattre D. Speusippe, Diogene de Babylone et Philodeme, - CronErc 23, 1993, p. 67-86; Brunschwig J. Did Diogenes of Babylon invent the Ontological Argument? - Idem. Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 170-189.
    А. А. СТОЛЯРОВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1317
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"
  • “ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • АНТИПАТР ИЗ ТАРСА
  • АНТИПАТР из Тарса
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВЫБОРА АКСИОМА
  • ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
  • ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
  • ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
  • ДИОГЕН ИЗ ЭНОАНДЫ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН из Эноанды
  • Диоген
  • ЗЕНОН ИЗ ТАРСА
  • ЗЕНОН из Тарса
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • О природе логики
  • Трактат о человеческой природе
  • аксиома выбора
  • реакция выбора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь