ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ


ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
        (? -) (неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии) (2-япол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах — его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалер-ского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего — судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Д. А. «О природе», выписал из него неск. ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Сим-пликию были недоступны соч. «Против софистов» (т. е. против философов — словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиологоанатомич. трактат «О природе человека». Д. А. возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космич. «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анак-сименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисл. миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космич. «разума» Анаксагора — такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и некоторым совр. исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее, правильнее будет говорить об органич. синтезе.
        Натурфилософия Д. А.— монистич. реакция на плюралистич. системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистич. реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Д. А. фактически формулирует платоновскоаристотелевское понятие бескачеств. материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его теорию субстрата противоположностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Д. А.) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишён качеств), Д. А. впервые применяет телеологич. аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслит. субстанция — это душа-дыхание-воздух. Воздух — не только генетич., но и управляющий принцип мира: как таковой — он «бог», который «правит». В целом философия природы Д. А. ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоич. концепции «пневмы» и «провидения».
        Фрагменты: DK II, S. 51—66; lonici. Testimonialize е frammenti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1963, p. 244.
        T h e i l e r W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.— Lpz., 1925; Jaeger W. W., The theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1948; Z a-f i r o p u l o J., Diogene d'Apollonie, P., 1956.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (род. 499/98, Афины – ум. 428/27 до Р. X., там же) – греч. философ; современник Анаксагора. Как и Анаксимен, Диоген считает первичной .материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление – качества, которые Анаксагор приписывал мировому разуму, нусу. Все вещи, по Диогену, являются продуктом различных превращений воздуха. Его учение подытоживает всю философию ионийской школы.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
(???????? ????????????) (2-я пол. 5 в. до н. э.) – др.-греч. философ, один из последних др.-греч. натурфилософов-материалистов, примыкавший к учению Анаксимена, от к-рого заимствовал свое учение о воздухе как о первовеществе, а также о сгущении и разрежении как о принципах изменения вещей. Д. А. учил также о воздухе как о всеобщем тождестве и различии, поскольку из воздуха все образуется, и все в нем растворяется. В своем соч. "О природе" Д. А. писал, что "...все существующие вещи суть изменения одного и того же (стихийного начала) и суть одно и то же" (В2, Diels). Т.о., Д. А. свойственна идея развития и он является представителем досократовской диалектики. Мышление Д. А. рассматривал как звено в цепи, образуемой сгущением и разрежением воздуха: "люди и прочие животные, – писал он, – благодаря этому началу, т.е. воздуху, живут и обладают душой и мышлением" (там же, ВЗ). Трактуя бытие как воздух, Д. А. выступает как самый настоящий натурфилософ-материалист периода греч. классики. Однако он пошел вперед от классич. натурфилософии, поскольку, предваряя работу последующих греч. философов, уже подвергал анализу филос. категории (единства, тождества и различия).
Фрагменты, в кн.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 2, 1959, гл. 64; Маковельский ?., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 170–87.
Лит.: Новицкий О. [М.], Постепенное развитие древних философских учений..., ч. 2, К., 1860, с. 279–83; Лосев ?., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с, 119–33; Natоrp Р., Diogenes von Apollonia "Rheinisches Museum fur Philologie", 1886, Bd 41, S. 350–63; его же, Nochmals Diogenes und Leukippos, там же, 1887, Bd 42, S. 374–85; Diels H., Leukippos und Diogenes von Apollonia, там же, S. 1–14; Krause ?., Diogenes von Apollonia, "Janus", 1909, S. 228–41, 570–84; 1915, S.314–28.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
    ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (???????? ? ????????????) (неизвестно, из понтийской иди критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до и. э.) —древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах—его учение пародировал Аристофан в “Облаках” в 423. По свидетельству Деметрия Фалсрского, “был на волосок от смерти в Афинах” (скорее всего — судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Диогена “О природе”, выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны сочинения “Против софистов” (т. е. против философов—словоупотребление 5 в.), “Метеорология” и физиолого-анатомический трактат “О природе человека”. Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом “разуме”, который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство “воздуха”, и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического “разума” Анаксагора—такова Вселенная Диогена, казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) “эклектической”. К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее правильнее будет говорить об органическом синтезе.
    Натурфилософия Диогена—монистическая реакция на плюралистические системы Эмпвдокяа, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат “Против софистов”) и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что четыре элемента Эмпедокла должны быть “тождественны по своей природе”, так как иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Диоген фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сознавал, чтоДиоген предвосхитил его теорию субстрата противоположностей, см. “О возникновении и уничтожении” 322b). Отождествляя эту вечно тождественную в своих “инаковениях” (ключевой термин у Диогена) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Диоген впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и “наилучшее из всех возможных устройство” мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция—это душа-дыхание-воздух. Воздух—не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой—он “бог”, который “правит”. В целом философия природы Диогена ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пнеемы и “провидения”.
    Фрагм.: DK II, 51-66; lonici. Testimonianze е tiammenti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1963, p. 244; Лебедев, фрагменты, ч. l. M., 1989, с. 540-561.
    Лит.: Theiler W. Zur Geschichte der teleologisehen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles. Z.—Lpz., 1925; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1948; Zafiropulo J. Diogene d'Apollonie. P., 1956; Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von Apollonia?—“Philologus”, 1963, 107, p. 131—138; Laks A. Diogene d'Apollonie: La Derniere Cosmologie Presocratique. Lille—?., 1983.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1731
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • ГЕРАКЛ 21 СРАЖАЕТСЯ С БОГАМИ ПРОТИВ ГИГАНТОВ
  • ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ
  • ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
  • ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
  • ДИОГЕН ИЗ ЭНОАНДЫ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ
  • ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
  • ДИОГЕН из Эноанды
  • Диоген
  • ПРИВИВКА ПРОТИВ СТРЕССА МЕЙХЕНБАУМА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Предубеждения против женщин
  • СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
  • Трактат о человеческой природе
  • Трактат о критическом разуме
  • ЭДИП 4 СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь