|
МАРК АВРЕЛИЙМАРК АВРЕЛИЙ (Marcus Aurelius) Антонин (121-180) — последний крупный представитель позднего стоицизма, рим. император (с 161). Единственное соч. — «К самому себе» (в др. пер. — «Наедине с собой») в 12 книгах, филос. «дневник» (состоящий из отдельных рассуждений), является одним из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой и Эпиктетом М.А. менее оригинален; его значимость — в личном и свободном отношении к «сумме» стоических догм, которым у М.А. сопутствуют гераклитовские, эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое. Интересы М.А. сосредоточены в области практической этики: гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое, управляемое промыслом, или всеобщим разумом, тождественным материальной божественной п н е в м е. Однако основа стоического мировоззрения (аналитическое соединение понятий «космос» и «разум») становится у М.А. объектом скептической оценки и последующего выбора: либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов. Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира, представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления. Душа человека тождественна «пневматическому» началу, разум (истечение, частица мирового разума) — «ведущему». М.А. отвергает психологический монизм ранней стои: «ведущее» резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным «демоном») противопоставляется не только душе, но порой (в платоническом духе) и веществу в целом. Счастье заключено в добродетели — филос. согласии со всеобщим разумом. Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. Однако М.А. (как и все стоики) заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек — стоическую, атомистическую и т.п., — он должен сделать себя достойным божественной помощи. Теодицея вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него. Иногда у М.А. проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка — пороки суть следствие неведения. С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам) М.А. сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности; космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи. В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для позднего стоицизма сочетание филос. умозрительности с интимным религиозным чувством. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), рим. философ-стоик, император (с ?61). Автор соч. «К самому себе» (на др.-Греч, яз.), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики. Практицизм и скептицизм М. А. не позволили ему быть вполне Последоват. стоиком. Стоич. философия сочетается у М: А. с некоторыми идеямн эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире М. А. рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим его в единое целое. У М.А. сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отношение к миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от человека, и собств. внутр. миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в котором всё происходит согласно естеств. закону, т. е. paзуму всеобщей природы. Во мн. записях, отступая от стоич. доктрины, М. А. рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеч. начало. В некоторых случаях разум признаётся божеств. истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у Посидония. М. А. не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, некоторые платонич. и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим мес-там увещательной литературы. М в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, ?.,1914. Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Munch., 1967. см. также лит. к ст. Стоицизм. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|