МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН


МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (род. 26 апр. 121, Рим – ум. 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) – рим. император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил 12 написанных на греч. языке томов под общим названием «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность – владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
    МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) — последний крупный представитель Поздней Стой, римский император (с 161). Единственное сочинение “К самому себе” (??? ??????) в 19 книгах, — философский “дневник” (состоящий из отдельных рассуждений) в жанре диатрибы, один из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой и Эпиктетом Марк Аврелий менее оригинален; его значимость — в личном и свободном отношении к “сумме” стоических догм, которым у него сопутствуют гераклитовские, эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое.
    Интересы его сосредоточены в области пракгическс;; этики: гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое, управляемое промыслом, или всеобщим разумом, тождественным материальной божественной пневме. Однако основа стоического мировоззрения (соединение понятий “космос” и “разум”) становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора: либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (IX 39). Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; 1Х41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; IX 28), хотя стоическое учение о “воспламенении” упоминается лишь вскользь (III 3). Душа человека тождественна “пневматическому” началу (?????????), разум (истечение, частица мирового разума — IX 6) — “ведущему” (?????????? — II 2; XV 3). Подобно Панэтию, Посидонию и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стой: “ведущее” резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным “демоном” — II 13; V 27) противопоставляется не только душе, но иногда (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2—3). Счастье заключено в добродетели — философском согласии со всеобщим разумом (III 6; IV 16; VIII 54). Нужно обратиться “к самому себе”, сообразовать свое разумное начало (которое единственно в “нашей власти”) с природой целого и так обрести “бесстрастие” (III 7; V 15; 32; XI 18). Все предопределено от века (Х5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий (IV 26; VII 54). Однако Марк Аврелий (как и все стоики) заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек — стоическую, атомистическую и т. п. — он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6—7; XI 18; XII 14). “Теодицея” Марка Аврелия вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него (VI 41—42). Иногда у него проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка — пороки суть следствие неведения (IV 3; XI 18). С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам — XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II 6; 8; VII 31; IX 4—5); космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (IV 4). В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стой сочетание философского умозрения с интимным религиозным чувством.
    Соч.: Ad se ipsum libri XII, ed. J. Dalfen. Lpz., 1979; в рус. пер.: Наедине с собой. Размышления, пер. С. Роговина. М., 1914 (переиздание: Магнитогорск, 1994); Размышления, пер. А. К. Гаврилова. Л.. 1985. Лит.: Унт Я. “Размышления” Марка Аврелия как литературный и философский памятник. — В кн.: Марк. Аврелии. Размышления. Л., 1985; Neuenschwander И. R. Mark Aureis Beziehungen zu Seneca und Poseidonios. Bern — Stuttg., 1951; Pesce D. Epicuroe Marco Aurelio, Due studi sulla saggezza antica. Firenze, 1959; Bodson A. La morale sociale des demiers Stoiciens. P., 1967;. Dalfen J. Formgeschichtliche Untersuchungen zu den Selbstbetrachtungen Marc Aurels. Munch., 1967; Rutherford R. B. The Meditations of Marcus Aurelius. A study. Oxf., 1989; Fontaine F. Marc Aurele. P., 1991. См. также лит. к ст. Стоицизм.
    А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1111
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АВГУСТИН АВРЕЛИЙ
  • АВРЕЛИЙ
  • АВРЕЛИЙ АНТОНИН, МАРК
  • Августин (Augustinus) Аврелий
  • Аврелий
  • Аврелий Карфагенский
  • Антонин Пий
  • Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк
  • Болдуин Джеймс Марк
  • Болдуин Джеймс Марк / Baldwin, James Mark
  • ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, МАРК ТЕРЕНЦИЙ
  • Варрон, Марк Терренций
  • Евангелие от Марка
  • МАРК АВРЕЛИЙ
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • Мария - мать Марка
  • Марк
  • Марк
  • Марк
  • Марк Аврелий
  • Марк Евангелист
  • Марка Евангелие
  • Уэлле, Марк
  • Цицерон, Марк Туллий
  • Шехтер Марк Семенович
  • Шехтер Марк Семенович
  • марк



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь