|
Гиш Йен, Эти Вэн. Социальное дистанцирование: разница между Востоком и Западом
Социальное дистанцирование сегодня сильнее беспокоит американцев, чем китайцев.
Профессор Йельского университета Николас Кристакис, например, предостерегает, что оно «подавляет наши глубоко укоренившиеся и эволюционно запрограммированные социальные инстинкты». А журналист Грег Миллер цитирует ученых, которые утверждают, что социальное дистанцирование может иметь такие негативные последствия, как «заболевания сердца, депрессия, деменция и даже смерть».
С этим сильно контрастирует отсутствие интереса к этой теме в материковом Китае. Анализ социальных сетей почти не обнаружил постов, в которых китайцы жаловались бы, что их прнуждают к социальному дистанцированию. Зато они гораздо больше озабочены такими проблемами, как безопасность, изменение стиля жизни, скука, а также потребность наладить работу на дому, когда одновременно нужно ухаживать за детьми и заниматься домашними делами.
Все это кажется странным. Ведь восточные культуры считаются более коллективистскими. Не должнв ли они сильнее страдать от ограничения социальных контактов?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует принять во внимание, что на Востоке и на Западе люди имеют неотъемлемые социальные нужды, но стратегии их удовлетворения отличаются. В индивидуалистской Западной цивилизации люди, конечно, любят свои семьи, но много времени проводят также вместе с друзьями, то есть с избранными социальными связями.
Но чтобы поддерживать эти связи, нужно межличностное взаимодействие, которое затрудняет социальное дистанцирование. Исследователи из Корнельского университета Дуэн Нгуен и Сюзан Фассел (Duyen Nguyen and Susan Fussel) доказали, что американцы в сравнении с китайцами больше нуждаются в невербальных атрибутах общения
— например, выражении лица, зрительном контакте и др. Если их не хватает, американцы больше, чем китайцы, склонны считать, что собеседник обиделся или потерял интерес. Поскольку невербальные атрибуты трудно передаются электронными медиа, жители США страдают от недостатка эмоционального общения.
Зато в культурах с коллективистской ментальностью, таких как Китай, люди больше склонны удовлетворять свои социальные потребности через кровные и профессиональные связи — с семьей и коллегами по работе. Хотя эти связи менее персонализированы, их легче поддерживать.
Эти Вэн (Qi Wang) показал в своем исследовании, что азиаты могут получить ощущение социальной близости почти от любого социального контакта — даже от разговора о погоде. Такие связи легче поддерживать во время такого длительного социального дистанцирования, как настоящий карантин.
Это, конечно, не означает, что пандемия COVID-19 не стала стрессом для китайцев. Стала. И еще каким! Исследования людей, переживших эпидемию SARS в 2003г., показало, что даже через год у них наблюдали депрессию и тревожность. Но причиной этого в основном была сама болезнь. Хотя в Гонконге тогда тоже ввели карантин, его жители, как и сегодня, не слишком жаловались на требования социального дистанцирования. Одно исследование показало, что ощущение социальной принадлежности во время эпидемии SARS в Гонконге, наоборот, возросло.
Могут ли люди с западной ментальностью также уменьшить свой стресс из-за того, что их заставляют дистанцироваться от окружающих? Возможно. Такие культурные феномены, как индивидуализм и коллективизм, очевидно, являются очень сложными и динамичными. Невозможно точно предсказать, как они будут развиваться. Но все-таки можно предположить, что нынешняя пандемия то повлияет на экстремальный американский индивидуализм, который достиг пика не только в современном мире, но, видимо, в целом в человеческой истории. Уже сейчас многие студенты колледжей вернулись в свои родительские домам. Эти взрослые дети могут лучше оценить безопасность, которую предоставляют кровные связи в кризисные времена.
Кроме того, если наступит глубокая рецессия, она может свести вместе разрозненных членов семей. А те, кто потерял работу, будут принимать больше участия в воспитании детей. Поэтому семьи из многих поколений, наоборот, могут стать более распространенными. Как следствие, в индивидуалистской Америке, которую часто изображают как нацию ковбоев, могут вырасти коллективистские ожидания.
Иронично, что пандемия может иметь обратный эффект в Китае, где в ряде городов во время карантина резко возросло количество разводов. В Шэньчжэне их стало так много, что пары должны месяц ждать, чтобы их заявление рассмотрели, а в небольшом городе Хунань чиновники, занимающиеся разводами, по сообщению местной прессы, были настолько заняты, что у них «даже не было времени выпить воды».
Конечно, значительный вклад в семейные неурядицы сделал стресс. Но частично обострилось и индивидуалистское мышление, которое подчеркивает личную свободу и выбор, в противовес преданности и долгу. Поэтому когда 34-летняя Жанг Нин (Zhang Ning) застряла дома во время карантина, она рассердилась на мужа, который не помогал ей с ребенком. Но последней каплей для нее стала его фраза: «Разве не ты должна все это делать?», Которая ретранслировала классический стереотип коллективистского мышления.
Поэтому если китайцы могут испытывать меньший стресс из-за социального дистанцирования, пандемия, похоже, заставила многих из них мыслить более индивидуалистически. Поэтому вполне возможно, что мир, который из-за глобализации объединился физически, благодаря пандемии объединиться и психологически. Посмотрим.
What Social Distancing Reveals about East-West Differences
28.06.2020
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|