Артем Ковтун. Потребительское общество. Коммерческое потребление как механизм социального регулирования

потребительское обществоПотребительское общество — очень распространенный стереотип. Который трактуется с негативным оттенком. Но при этом является объективным процессом социальных взаимоотношений, фактически существующим, являющимся следствием объективных потребностей. Объективный процесс не может быть негативным или позитивным, рациональным или иррациональным, правильным или нет. Процесс потребления индивидуумом благ и решения, принимаемые в ходе такого потребления — это следствие условий внешней среды, которые сформировали внутренние условия социума как метаорганизма и внутренние объективные законы поведения индивидуума.

Потребитель — это обособленная единица общества (социальная ячейка из одного или больше лиц), которая характеризуется:

1) Единой системой ценностей (и как следствием — жизненных целей).

2) Владением или пользованием обособленным личным имуществом (ресурсы жизнедеятельности).

3) Самостоятельным принятием решений (способ использования ресурсов для достижения целей).

4) Самостоятельно контролируемым источником дохода (пополнение ресурсов).

Минимальной формой потребителя является индивидуум или домохозяйство.

Потребление конкретных благ является формой реакции субъекта на раздражители внешней среды (которая формирует цели и внутреннюю среду). Это переработка доступных ресурсов для достижения цели, которая есть у социальной ячейки. Любое потребление можно подвергнуть вопросу: «С какой конкретной целью это потребляется?», и вопросу-уточнению: «Почему это потребляется именно таким способом?». Цель потребления определяет форму потребления и является следствием тех задач, которые внешняя среда, а точнее — социальное общество — ставит перед индивидуумом.

Предположим, что некий человек на текущий момент не умирает по своей воле. Это значит, что он стабильно стремится удовлетворять и по факту удовлетворяет свои потребности. В кислороде, жирах, белках, углеводах, безопасности от внешней среды, от паразитов и хищников, прочие. Этим индивидуум агрессивно проникает во внешнюю среду, делает часть внешней среды — частью своего организма, захватывая таким образом пространство, выступая агрессором по отношению к внешней среде.

Я предполагаю, что такой процесс есть в целом формой объективного взаимодействия материи.

В таком агрессивном отношении возможно выделить следующие признаки, которые являются по факту объективными приоритетами решений индивидуума:

1) Максимальная выгода.

2) Долгосрочность получения выгоды.

3) Максимальная легкость осуществления.

В процессе освоения внешней среды индивидуум взаимодействует с другими агрессивными элементами, которые по отношению к нему являются и внешней средой, и одновременно самостоятельными агрессивными элементами. Самостоятельно индивидуум агрессивно реагирует прежде всего с наиболее пассивными элементами внешней среды (путь легкого сопротивления), таким образом сосуществуя с другими агрессивными элементами и уменьшая влияние внешней среды на них. При этом такое стимулирование конкурентов регулируется объединением более слабых клеток в борьба с наиболее агрессивной и сильной, наиболее стимулированной. Иначе не объединившийся индивидуум поглощается ним же улучшенным конкурентом и исчезает.

Таким образом, реализуется эффект необходимости коллективной синергии для выживания отдельных участников группы.

Наиболее конкурентоспособные единицы таких объединений используют не только больший объем внешних ресурсов (добытых коллективно), но и паразитируют на менее конкурентоспособных участниках. Более конкурентоспособные объединения единиц — паразитируют на менее конкурентоспособных. Менее конкурентоспособные и более конкурентоспособные при этом получают столько ресурсов, сколько раздельно бы не получили.

Такая популяция автоматически вырабатывает некий кодекс взаимодействия для безопасного сосуществования в процессе борьбы с внешними факторами. И с точки зрения внешней среды — является единым метаорганизмом, с единой целью (как у сообщества, так и у отдельных его единиц) — подчинения себе внешней среды.

Человечество это единый метаорганизм. Каждая клетка общества (уровня сложности от индивидуума, домохозяйства и выше) своим выживанием обеспечивает выживание также и популяции во внешней среде. Максимизация популяции это механизм обеспечения сохранения метаорганизма при резких изменениях условий внешней среды, где часть организма погибнет, а часть успеет приспособиться к изменениям. Размножение и эволюция это фактически сложившийся процесс устойчивости материи, как субстанции. Метаорганизм общества автоматически питает более здоровые клетки за счет более слабых. Успешные модели поведения более конкурентоспособных клеток и дополнительное питание выделяют их в группы клеток, стремящиеся к укрупнению и поглощению/питанию все большим количеством более слабых клеток и их социальных образований. Модель поведения клетки и ее более крупных формирований общество группирует в культуру, этику, систему ценностей — по которым отдельное домохозяйство может сосуществовать в рамках общества внося свою участь и получая за это вознаграждение.

Исходя из фрактальной сути (частное повторяет целое) социума — основой реальной этики домохозяйства (а не номинальной, например гуманистической) является стремление к максимизации используемых ресурсов внешней для себя среды и доминирование в обществе для использования менее значимых домохозяйств как дополнительные ресурсы, согласно той «карты мира», которая сформирована психически. Коммерческое потребление имеет основой мощную социальную функцию эффективного развития метаорганизма.

Таким образом, внешне негативные отдельные явления потребления, иррациональные и деструктивные возможно оценить как объективные:

а) Стремление к максимальному, а не оптимальному потреблению; к допустимому, а не необходимому.

С целью охватить максимально возможные ресурсы внешней среды, использовать все доступные преимущества, для гарантированного выживания в условиях неопределенности будущих неблагоприятных факторов. При этом «соседи» по обществу могут оценить индивидуума по тем ресурсам, которые потребляются для защиты от конкретных негативных условий. Вычленяется суть индивидуума исходя из той внешней среды, которой индивидуум противостоит.

Непрерывность потребления и постоянная неудовлетворенность это как следствие процесса по расширению ареала обитания индивидуума (социальной ячейки любой сложности и размера). Каждое удовлетворение потребности это только шаг к максимальной цели. Здесь цель как элемент объективной коммуникации материй в процессе определения наиболее устойчивых, — что по факту выживает, сохраняет свою идентичность. Конкретика целей и потребностей зависит от конкретной модели этики, «карты мира» каждого индивидуума.

б) Сильное стремление к потреблению статусных товаров, которые фактически не доступны на текущий момент, и прямо не обеспечивают функцию выживания.

С целью обозначить в обществе свой более высокий статус и организовывать социальную жизнь на более высоком уровне, этим подтягивая фактический статус к желаемому и декларируемому в покупке. Причем другие члены общества не зависимо от их желания вынуждены оценивать статус собеседника по потребляемым товарам с целью точной субординации в социальном взаимодействии.

Как окрас перьев у птиц, так и статусная функция товаров — очень важный фактор субординации социальной среды. Это часть системы (культуры в целом) по упорядочиванию клеток организма, которая позволяет метаорганизму наиболее эффективно управлять внешней средой и расти. Поэтому покупка топ-смартфона в кредит низкооплачиваемым сотрудником это не наивный порыв и не неверное целеопределение, — это глубоко инстинктивный мотив к карьере по социальной лестнице.

в) Взаимодействие с обществом номинально в рамках правил (именно номинально, так как видят другие члены общества, а не как реально ведется игра).

При наличии устоявшихся коммуникаций (и таким образом публичности и идентификации конкретного домохозяйства в обществе) какие-то социальные клетки являются объективно (по факту) доминирующими в рамках определенных условий игры. Они не могут нарушить правила, так как фактически изменяют, диктуют, устанавливают их. Диктуют цены на товары, определяют условия потребления.

Нарушение правил априори возможно только подчиненными домохозяйствами. Причем это выгодно только при не вызывании агрессивной реакции доминирующих клеток. Агрессивная реакция возникает обязательно ведь такое нарушение правил это усиление конкурентоспособности в борьбе за доминирование. Соответственно условием нарушений (агрессии к соседу), есть контроль области нарушения и публичной трактовки такого нарушения (скрытность агрессии). Если по мнению нарушителя, — номинально нарушения нет, внешне и никак его не возможно идентифицировать — оно обязательно осуществляется.

г) Стремление взаимодействовать с обществом в открытой конфронтации.

Такая клетка метаорганизма приняла решение, что ресурсы, которые есть у нее в управлении — не достаточны и не будут достаточны в будущем для занятия социального местоположения которое видится как безопасное и необходимое. Возможности выжить в единении с обществом не предполагается (так самовоспринимаются и оцениваются условия игры, возможности индивидуума). Индивидуум вступает в конфронтацию, как последний шанс достичь личной цели. При превышении асоциальных клеток над социальными — наступает коллапс метаорганизма. Такой процесс является адаптацией метаорганизма к изменению условий внешней среды, очищением от клеток не верным восприятием мира (если асоциальность слабее — она вытесняется), изменением вертикали доминирующих клеток, если они не способны адаптироваться. Таким образом, идентификация (публичность) индивидуума, наличие устойчивых социальных связей — очень сильно снижает вероятность конфронтации. Так как по факту индивидуум уже определил для себя общество как приемлемое к выживанию.

д) Эмоциональность, а не логика в принятии решений о выборе потребляемого ресурса.

Учитывая, что потребитель сформировал свою «карту мира» на основе культуры социума, а конкретно на основе стереотипов и ассоциаций. То в целом, способ принятия решения это подсознательная оценка соответствия возможного решения — зафиксированной модели решения в схожей ситуации. Модели решения индивидуум разрабатывает и оценивает с рождения: копируя их с родителей и окружающего мира, тестируя на пригодность модель эмоциональной оценкой «хорошо-плохо». Каждая схожая ситуация лишь вносит корректировку в модель поведения в каждой конкретной ситуации, но основа поведения твердо заложена социумом. Понимая модель поведения потребителя, вычленяя ее из культурного информационного потока — несомненно возможно предполагать и конкретные решения, которые будут приниматься потребителем, ведь сознание почти (или даже полностью) не способно влиять на принимаемые решения.

Возможно выделить много моментов в поведении потребителя, которые в практической жизни кажутся иррациональными. Но любое действие индивидуума (любой социальной ячейки) всегда имеет четкую необходимость. По проявлениям таких, якобы иррациональных мотивов возможно определить ту модель этики (кодекс для выживания, фактическая цель жизни) которая психически сложилась у индивидуума. На основании общности таких моделей этики возможно выделить культуру общества (принципы коммуникаций частей целого) как следствие условий внешней для общества среды. Из таких условий внешней среды возможно выделить необходимые части и механизмы их взаимодействия для выживания общества и спрогнозировать его поведение, которое публично и общепринято не предполагается возможным, считается явно иррациональным.

© А.Б. Ковтун, 2012 г.

Просмотров: 801
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • С. Романюха. Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя. Психология бренда
  • Вера в Деда Мороза и Санта Клауса - это плохо?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Е. Леонтьева, А. Зарицкая. Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • Ирина Кобевко. Не могу и не хочу это слушать! Почему?
  • Любовь – это временное помешательство
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Джефф Сазерленд. Счастье — это успех!
  • Гормон кортизол: его функции, польза и вред для организма
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Алла Дзяланская. Стань таким, как я хочу… с помощью психолога
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Яна Катаева. Как говорить об отношениях? Правила безопасности при откровенном разговоре
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Ольга Маховская. Зависть как повод для нежности
  • Георгий Почепцов. Демократия и сериалы: они построены одинаково и для единых целей
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Майкл Микалко. Думать не так, как другие
  • Недоверчивость делает людей более одинокими



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь